«Где я найду Татьяну, которую изображал Пушкин
и которую я пытался иллюстрировать музыкально…»
Из письма П.И. Чайковского - Н.Ф. фон-Мекк
16 декабря 1877 г.
Самым ярким и впечатляющим в опере «Евгений Онегин» стал образ Татьяны, особенно пленявший воображение Чайковского. Композитора упрекали в том, что он неправомерно выдвинул его на первый план. Однако Чайковский остался верен Пушкину: особую поэтичность, душевное богатство и этическую возвышенность пушкинской Татьяны отмечают все критики и исследователи, начиная с Белинского. Те же качества присущи и оперной Татьяне. Чайковский с глубокой психологической проницательностью показывает превращение мечтательной девушки, смотрящей на жизнь сквозь призму сентиментальных иллюзий, в женщину с сильным характером и твердыми моральными устоями, для которой верность долгу является высшим, непререкаемым нравственным законом.
За 140 лет образ Татьяны на сценах лучших театров мира создавала целая плеяда звезд оперной сцены, но первой исполнительницей этой роли стала ученица Московской консерватории Марья Климентова. Чайковский волновался за судьбу своей оперы, в которой не было традиционных сценических эффектов, а исполнение требовало максимальной простоты и искренности. Поэтому он решил поручить первое ее исполнение ученикам Московской консерватории. Премьера состоялась 17 марта 1879 года на сцене Московского Малого театра. Известный музыкальный критик Г.А. Ларош так оценил дебют Климентовой: «Красивый тембр голоса, особенно замечательного по густоте и силе среднего регистра, пение одушевлённое и глубоко прочувствованное уже в ученические годы, непринуждённая грация и естественные игры – всё это делают начинающую певицу такой Татьяною, которая весьма близко подходит к осуществлению композиторского идеала…»
Из длинного ряда Татьян, прошедших через сцену Мариинского театра, стоит отметить Евгению Мравину. Она появилась впервые в этой роли 25 февраля 1888 года и исполняла её вплоть до 1898 года. Одни видели её идеальной Татьяной, другие отмечая её артистические достоинства, считали слишком красивой. Кроме того, по мнению отдельных критиков, Мравина обладала лирико-колоратурным сопрано кристально-прозрачным по звуку, но совершенно холодного тембра, что совершенно не вязалось с образом Татьяны.
Полной противоположностью Мравиной явилась другая знаменитая Татьяна Мариинского театра – Медея Фигнер, впервые выступившая в этой роли 17 января 1889 года. Итальянка по национальности, она за полтора года выучила русский язык, что позволило ей исполнить эту роль с огромным успехом. Партия Татьяны великолепно «лежала» в голосе Медеи Фигнер, её волшебный голос сообщал замечательную теплоту и задушевность. Одна беда, Медея Фигнер была итальянская красотка, яркая и несколько «тяжеловатая», а это не совсем отвечало идеалу главной героини пушкинского романа.
Удивительно, но роль Татьяны открыла дорогу на сцену многим начинающим оперным певицам.
Весной 1932 года начинающую певицу Елену Кругликову зачислили стажёром в Большой театр. В декабре 1932 года она выступила в молодёжном спектакле «Евгений Онегин», с глубокой задушевностью исполнив роль Татьяны. Вокальная сторона исполнения, как отмечали в театре, была безупречной. Этот творческий успех окрылил артистку, которая на протяжении 26 лет солировала на сцене Большого театра.
Партия Татьяны была первой крупной и серьёзной работой Галины Вишневской. Актриса не сразу согласилась на предложенную ей роль, считая её вокально и психологически слишком сложной для недостаточно опытной певицы. Преодолеть сомнения и подготовить эту трудную партию помогли актрисе дирижёр С. Сахаров и режиссер Б. Покровский. Настойчивая работа актрисы вскоре увенчалась успехом. Критики писали: «Очень удались Вишневской две последние картины оперы. На её Татьяну Гремину уже легла печать горького познания действительности. Она уже не прежняя робкая и доверчивая девочка, но многое в ней напоминает прежнюю Татьяну, прежде всего, большая искренность и теплота». Успех Вишневской в партии Татьяны стал свидетельством её художественной зрелости, и руководство Большого театра включило молодую артистку в основной состав труппы.
Весной 1958 года Тамара Милашкина, еще не окончив консерватории, стала солисткой Большого театра, превосходно спев партию Татьяны в «Евгении Онегине». Этот дебют заставил сразу понять: да, на лучшую сцену страны пришло дарование, достойное её масштабов. Журналисты писали: «Легко представить, что 24-х летней артистке ещё близка девичья мечтательность и безоглядная жажда любви Татьяны. Но строгость, холодность, даже надменность, которые отразились на её лице, когда под руку с Греминым она появляется на петербургском балу, говорили не просто о сценических способностях Милашкиной, а о её подлинном даре перевоплощения».
Ещё один неповторимый образ Татьяны создала на сцене Наталья Шпиллер. Основное качество, присущее Шпиллер, как певице и артистке, — благородство вкуса и редкое чувство стиля. Впервые партию Татьяны Шпиллер исполнила в 1936 году. Критики писали: «Её Татьяна – вдохновенный, до глубины души прочувствованный поэтический портрет. А совершенно отточенная дикция артистки помогает ей достичь неподдельной лирической выразительности».
Пушкинская Татьяна навсегда осталась любимой партией блистательной Эмилии Павловской, заслужившей похвалу от самого автора, и несравненной Леокадии Масленниковой, солистки Большого театра СССР.
Вашему вниманию представлена галерея фотопортретов исполнительниц партии Татьяны в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин» из собрания музея-усадьбы П.И. Чайковского.