Побывав в музее-усадьбе П.И. Чайковского, осмотрев интерьеры мемориального дома, пройдясь через анфиладу комнат, наши посетители редко обращают внимание на особенности старинного освещения в усадьбе. А ведь почти в каждой комнате представлены любопытные экземпляры! Среди осветительных приборов есть прекрасные подлинные образцы XIX века. В одном интерьере можно увидеть разные по художественному стилю и материалам экспонаты – от бронзы до папье-маше.
В первой половине XIX века усадьба на Господской улице считалась образцом помещичьей культуры. Интерьер дома был оформлен согласно господствовавшему в то время художественному стилю ампир, с характерной для него изящной простотой и выразительностью. Особое значение в парадных комнатах дома отводилось осветительным приборам, которые, помимо утилитарной функции, имели важное декоративное значение в создании интерьера. В первой трети XIX века особой популярностью в усадьбах пользовались тяжелые ампирные люстры из бронзы с позолотой, почти лишенные хрустального убора. Они придавали комнатам торжественный вид, как будто подчеркивая высокое положение хозяина дома. Из воспоминаний Модеста Ильича Чайковского об отце Илье Петровиче: «Положение начальника такого большого завода, как Воткинский, по внешней обстановке совершенно походило на положение богатого помещика среди своих поместий, и даже немного больше, потому что ко всем удобствам жизни - к поместительному, прекрасному дому, толпе прислуги и неограниченной власти над огромным числом людей - примешивался некоторый оттенок представительства высшей власти».
Модные люстры из золоченой бронзы в первой половине XIX века предназначались для убранства дворцов и столичных домов, так как бронза в России была чрезвычайно дорогой и её могли себе позволить только состоятельные люди. В эпоху классицизма и ампира бронзовое производство достигло наивысшего расцвета и приобрело черты античного наследия. Мастера бронзы широко использовали разнообразные элементы и мотивы античной пластики и орнаментики. Амуры и Психеи, вакханки и фавны представляют перед нами в самых разнообразных сюжетных вариантах.
Дороговизна изделий из бронзы привела к необходимости имитировать металл: поэтому широко распространены были имитации из папье-маше, резного дерева или мастичной лепки, выкрашенные под золоченую бронзу и патину. В XIX веке изделия из папье-маше были очень распространёнными и модными. Первоначально их заказывала часть населения, желающая иметь красивые, но недорогие вещи. Впоследствии эта волна захватила и обеспеченных людей. Из папье-маше стали делать всё – декоративные изделия, заменяющие дорогостоящую деревянную резьбу, лепнину для украшения помещений и даже мебель. Ампирные люстры из папье-маше в больших количествах изготовлялись в Москве и провинциальных центрах. Самыми известными мастерами по их производству были москвичи А. Зейнлейн и В. Воронов.
При знакомстве с интерьером дома Чайковских видно, как тип и размещение осветительных приборов зависят от назначения комнат. В помещениях для работы – кабинете, приёмной – предпочитали рассеянный источник света в виде литых и бронзовых люстр. Парадные же помещения – большая зала, столовая – освещались не только максимально, но и равномерно. Для этого традиционные люстры, повешенные в центре зала, дополнялись стенными бра и массивными канделябрами.
Фотографии самых интересных и ценных осветительных приборов из коллекции музея-усадьбы П.И. Чайковского представлены ниже.
Анна Глухова, специалист экспозиционно-выставочного отдела