В представленных произведениях из коллекции Музея-усадьбы П.И. Чайковского, авторы-художники отражают красоту природы Прикамья, которая когда-то пленяла воображение будущего композитора П.И. Чайковского. Поэтому неудивительно, что в коллекции представлены живописные и акварельные пейзажи. Зрителю предстают тихие улочки старого Воткинска, его окрестности: реки, леса, луга, то пробуждающиеся под лучами весеннего солнца, то опалённые дыханием осени. В пейзажах много лирики, тонко подмеченных черт, присущих природе Удмуртии. Здесь представлены пейзажи, имеющие не только художественную, но и историческую ценность – уголки природы и городские ландшафты, сохранившиеся до настоящего времени. И хотя большинство работ остается на уровне пейзажного этюда, воссоздающего образ конкретного уголка природы или какого-то её состояния, поэтическое чувство, заложенное в них, способно взволновать зрителя.
Коллекция картин была собрана музеем с рабочим названием "Родина П.И. Чайковского в работах художников". Среди авторов картин коллекции преобладают художники, которых можно назвать земляками П.И. Чайковского, это Е.Н. Русанов, П.И. Соломенников, А.А. Зорин, Я.Л. Завируха, Ф.П. Матанцев, Сороковов В.. Но в коллекции представлены и те художники, кого родина П.И. Чайковского вдохновила в периоды их временного пребывания здесь. Среди таких художников, например, Ю.В. Жигалов, С.М. Марков, известный театральный сценограф произведений П.И. Чайковского Т.Г. Старженецкая, молодой архитектор Ю.А. Стояк Алякринский, Ложкин А., Елькин В., Русских В. И Все предлагаемые предметы этой коллекции поставлены на учёт основного фонда
Чаще других художников к творчеству композитора П.И. Чайковского обращался старейший художник г. Воткинска Яков Леонтьевич Завируха. 22 работы подарены им в музей и 18 из них представлены в данной выставке.
Большой вклад внес Петр Иванович Соломенников, который был творческим лидером общества воткинских художников. В его советах нуждались не только начинающие художники, его отношение к мастерству было серьезным и требовательным, а цели – высокими, это и было «камертоном», определявшим «звучание» работ воткинских живописцев.
Часто к творчеству П.И. Чайковского обращалась и Т. Г. Старженецкая. В фондах музея её работы, переданные в дар дочерью Т.Г. Старженецкой, известной художницей И. Старженецкой. С именем Чайковского в судьбе Т.Г. Старженецкой связано многое. Одно перечисление произведений, над которыми в разные годы работала художница, дает представление о глубине этой привязанности.
Предлагаемые произведения изобразительного искусства иллюстративны, вызывают интерес и к личности П.И. Чайковского, и к современному искусству.