Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Галерея
Виртуальная выставка к дню памяти художника Эмиля Оскаровича Визеля
Автор: Оксана Стрелкова, научный сотрудник музея

2023 год – год памяти замечательного художника, современника П.И. Чайковского - Эмиля Оскаровича Визеля.

Эмиль Визель (1866-1943) - сын Действительного статского советника, происходил из немецко-австрийского рода Визель. Его отец - Оскар Борисович служил в Министерстве финансов России, дед по материнской линии - Франсуа Пуантэн отличился при сооружении серебряного иконостаса Казанского Собора и был удостоен серебряной медали на Анненской ленте.

Эмиль Оскарович - выпускник физико-математического факультета Петербургского университета, посещал вечерние занятия в школе Общества поощрения художников, затем поступил в Императорскую Академию художеств, продолжил художественное образование в Мюнхене, в мастерской Александра фон Вагнера, в Париже у  Фернана Кормона и в Академии Коларосси. У Кормона Визель освоил новые графические приемы, которые легли в основу выработанной им техники импрессионистического живописного рисунка, где главным был не контур, а игра светотени.

Официальным признанием Э.О. Визеля как художника явилось экспонирование его работ в Парижских салонах в 1894 и в 1901 годах. В начале ХХ века Визель создал серию портретов своих выдающихся современников. Среди них - композиторы П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, Н.А. Римский-Корсаков, певец Л.В. Собинов, балерины М.М. Петипа, Г.С. Уланова и другие. По заказам им написаны портреты президентов Академии художеств, членов царской семьи, позднее В.И. Ленина. Особое место в его наследии занимают многочисленные рисунки, выполненные в присущей ему импрессионистической манере, которые отражают любовь к Петербургу и его окрестностям, впечатления от путешествий и встреч с разными людьми. Визель работал в технике живописи и графики, использовал масло, акварель, гуашь, тушь, итальянский и графитный карандаш. Зарекомендовал себя как мастер портретного жанра, пейзажных и интерьерных видов, а также как театральный художник.

В 1894 году Эмиля Оскаровича приглашают на должность помощника хранителя Музея Академии Художеств, с 1907 года он занимает должность хранителя. По инициативе Визеля были созданы новые отделы в Музее Академии, он участвовал в формировании фондов Русского музея, разработал новый Устав, провел реорганизацию, занимался подбором и отправкой экспонатов из фондов музея академии для создания музеев в провинциальных городах России. Эмиль Визель упоминается в числе меценатов, которые материально поддерживали художников и жертвовали средства в Капитал имени Александра III «для вспомоществования бедным художникам, их вдовам и сиротам», учрежденный при Императорской Академии Художеств в 1894 году.

В 1900 году в Париже Визель организует русский художественный отдел на Международной выставке и получает орден Почетного Легиона. Впоследствии ему поручают организацию таких же отделов на Международных выставках в Мюнхене, Брюсселе, Риме, Турине и Вроцлаве. В 1914 году он избирается действительным членом Академии Художеств, работает экспертом по русской и западной живописи и скульптуре в комиссии при музейном отделе Главнауки, а также членом совета Эрмитажа и Русского музея. В годы революции Визеля назначают ответственным за эвакуацию ценностей музея Академии художеств в Москву, а затем в Петроград.

Известны теоретические работы Эмиля Оскаровича - доклады и выступления в печати о музее, подготовка каталогов русской скульптуры и живописи из собрания музея академии. Сохранился его научный труд «Зрительные восприятия и их взаимоотношения с живописью».

В 1930-е годы Эмиль Оскарович с семьёй были вынуждены переехать в Казахстан, позже в Казань. В 1943 году Эмиль Оскарович умер в возрасте 77 лет в осажденном блокадном Ленинграде.

В настоящее время работы Эмиля Визеля хранятся и экспонируются в музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Павловска, Саратова, Казани. В собрании изобразительного искусства музея-усадьбы П.И. Чайковского имеется небольшая серия работ Э.О. Визеля, представленная графическими зарисовками сцен из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» и портретом оперного певца В.И. Касторского. Работы поступили на постоянное хранение в музей в 1988 году из Ленинградского государственного музея театрального и музыкального искусства для создания экспозиции к «150-летию со дня рождения П.И. Чайковского».

Всегда рады ответить на ваши вопросы

8 (34145) 5-17-57

Подписаться
Яндекс.Метрика

Кассы: вторник - воскресенье, 9:00-17:00

Музей: вторник - воскресенье, 9:00-17:30, четверг - 9:00-20:00 (последний четверг месяца – санитарный день)

Администрация: понедельник - пятница, 8:00-16:30

Подписка на новости

Подписаться