Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Галерея
Путешествие в Конфитюренбург: выставка сценографии и детских рисунков

Путешествие в Конфитюренбург

 

Балетное наследие П.И. Чайковского уже при его жизни стало мировым достоянием. «Щелкунчик» занимает особое место среди поздних произведений композитора.  За 126 лет, что прошли со времени первой постановки балета, было создано множество музыкальных и сценографических интерпретаций сочинения.

На выставке представлена коллекция сценографии, которая включает в себя эскизы декораций и костюмов к балету «Щелкунчик», выполненные ведущими театральными художниками XX века: Э.Г. Стенберга, Т.И. Бруни, Т.Г. Старженецкой и И.И. Старженецкой, В.М.  Доррера, М.Ц. Азизян, а также  детские рисунки  с Международного выставки-конкурса детского художественного творчества «П.И. Чайковский – глазами детей», который проходит в Воткинске с 1994 г.

«Я всегда любил музыку и видел её в образах. Музыка ближе всего к изобразительному искусству. Есть композиторы, которые колоритны, как живописцы», - так говорил театральный художник Энар Георгиевич Стенберг (1929-2002). Именно к таким колоритным композиторам он относил  Чайковского.  За полвека работы в театрах Москвы, Еревана, Кишинёва, Минска, Новосибирска, Горького, Свердловска Стенберг оформил более трехсот спектаклей в России и за рубежом. Художник обладал особым типом сценического мышления, способностью тонко передать «нерв», атмосферу произведения, строго относится к цвету. Палитра Стенберга изысканна и сдержанна, она сродни графике, но вместе с тем монументальна, эскизы мастера не отвлекают зрителя, а сосредотачивают его внимание на главном в балете – на музыке.

Татьяна Георгиевна Бруни (1902-2001) - представитель самой продолжительной династии художников. Более полувека фамилия Бруни не сходила с театральных афиш, в первую очередь, ленинградских. Художница всегда была «во времени», обладая  индивидуальным почерком, была удивительно отзывчива ко всему новому в театре. При всем разнообразии приемов, выразительных средств, которые она использовала, всегда ощущается «стиль Бруни». По творчеству Татьяны Георгиевны можно проследить пути развития русского театрально-декорационного искусства ХХ века. Она оформила более двухсот спектаклей для театров Ленинграда и Москвы, Киева и Свердловска, Ярославля, Перми, Саратова. Главная творческая любовь Бруни – балет, так как она обладала врожденной музыкальностью и ощущала музыку во всем многообразии ее проявлений. Художница легко переводила музыку в живописные и пластические образы. Высокая мера вкуса, музыкальности, мастерства делают многие оформленные Бруни спектакли значительными явлениями театрального искусства.

Тамара Георгиевна Старженецкая (1912-2002) - театральный художник, сценограф.  Работала в Ленинградском академическом театре оперы и балета им. С.М. Кирова, в Большом театре Союза СССР.  Жизнь художницы прошла в театрах Тбилиси, Еревана, Ташкента, Саратова, Воронежа, Ярославля, Донецка, Одессы, Сыктывкара, Тулы, Волгограда. Свое творчество она комментировала так: «Музыку я чувствую в цвете, а цвет — в музыке». Эскизы декораций Старженецкой к балету «Щелкунчик» занимают особое место в музейной коллекции  – передают волшебные моменты зимних праздников, которыми Чайковский наполнялся еще в доме своего детства – в Воткинске.

На выставке также представлены эскизы Ирины Александровны Старженецкой.  Художница родилась в Москве в 1943 г. Она, прежде всего, живописец, но долгое время, с 1962-1985 гг. занималась сценографией. Работала художником-постановщиком в театрах Москвы, Куйбышева, Саратова, Хабаровска и других, где пригодились свойственные ее живописи размах и чувство цвета. Будучи по природе человеком музыкально одаренным, она воспринимает цвет, как музыку и стремится перевести слуховые ощущения в зрительные. Ирина Старженецкая воспитывалась в художественной семье, но  достигла главной цели любого художника – создала свой стиль, который явился результатом не только врожденного художнического дара, но и следствием незаурядного интеллекта художницы. Ирина Александровна -  одна из немногих женщин-живописцев, завоевавших все возможные титулы и награды, сейчас  она преподаёт сценографию в ГИТИСе.

Валерий Иванович Доррер (1928-1984) родился в семье художника. С 1944-1948 гг. работал в декорационных мастерских Ленинградского академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова, где состоялся дебют Доррера, как театрального художника, он оформил 3 картины балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» (1947). Валерий Иванович служил в различных театрах, пользовался популярностью, как художник-постановщик, работал по договорам в Киеве, Одессе, Баку, Иванове. Оформлял музыкальные и драматические спектакли на Московских сценах.

Марина Цолаковна Азизян  - петербургский сценограф, живописец, график, родилась в Ленинграде в семье художника-живописца в 1938 г.  Оформила около 100 драматических, балетных и оперных спектаклей в театрах России, в том числе «Щелкунчик», поставленный на сцене Пермского государственного академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского.

Спектакли имеют очень короткую жизнь, а прекрасные театральные эскизы мы можем увидеть  сейчас, спустя десятилетия, совершив  «Путешествие в Конфитюренбург».  Коллекция сценографии  является гордостью музейного собрания. Виртуальная выставка -  это возможность зрителям увидеть уникальное прочтение классического балета и  безграничную фантазию известных театральных художников,  а также  представить балет «Щелкунчик» глазами детей.

 

Всегда рады ответить на ваши вопросы

8 (34145) 5-17-57

Подписаться
Яндекс.Метрика

Кассы: вторник - воскресенье, 9:00-17:00

Музей: вторник - воскресенье, 9:00-17:30, четверг - 9:00-20:00 (последний четверг месяца – санитарный день)

Администрация: понедельник - пятница, 8:00-16:30

Подписка на новости

Подписаться