Наследие Чайковского разнообразно и по форме, и по содержанию, произведения Петра Ильича входят в репертуар всех симфонических оркестров и являются визитной карточкой многих музыкальных коллективов. Но самым популярным оркестровым сочинением признана Торжественная увертюра «1812 год», именно она лидирует в мировом рейтинге. В этом году исполняется 140 лет со дня первой постановки этого гениального творения композитора. В чём секрет успеха увертюры? Каково отношение автора к своему произведению? Вспомним, как оно создавалось.
Первое предложение о написании торжественной увертюры поступило Чайковскому весной 1880 года от его издателя Петра Юргенсона. Друг композитора всего лишь озвучил просьбу уже назначенного главы музыкального отдела Всероссийской промышленной и художественной выставки 1882 года Николая Рубинштейна. Исполнение увертюры на открытии будущей выставки, было первым поводом к созданию произведения. Второй причиной заказа стало 25-летие коронации Александра II. Был и третий повод взяться за новое сочинение – освящение Храма Христа Спасителя в Москве. В ответ на предложение Чайковский откровенно напишет Юргенсону: «Ни в юбилее высокопоставленного лица (всегда бывшего мне порядочно антипатичным), ни в Храме, который мне вовсе не нравится, нет ничего такого, что бы могло поддать мне вдохновение.» Однако, получив письмо от Рубинштейна, композитор всё-таки дал ему обещание написать торжественную увертюру.
Принятое решение определило и тему нового сочинения. Пётр Ильич руководствовался приближающейся знаменательной датой: 70-летием победы России в войне с Наполеоном. Храм Христа Спасителя также имел отношение к известным событиям: был заложен в память о героях Отечественной войны 1812 года. Первоначальный пессимизм скоро сменился вдохновением. Композитор взялся за работу в Каменке – родовом имении Давыдовых, где жила сестра Чайковского Александра Ильинична. Место было наполнено живыми воспоминаниями о её прежних обитателях - героях войны 1812 года: генерале Раевском, князе Волконском, Василии Львовиче и Денисе Васильевиче Давыдовых, что позволило закончить увертюру очень быстро. На титульном листе партитуры Чайковский напишет: «1812. Торжественная увертюра для большого оркестра. Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя Петр Чайковский». В конце рукописи: «Каменка. 7-го ноября 1880 г.». Тем не менее, композитора одолевали сомнения, в письме к Надежде Филаретовне фон Мекк он признавался: «Увертюра будет очень громка, шумна, я писал ее без теплого чувства любви, и поэтому художественных достоинств в ней, вероятно, не будет.».
Как и планировалось, премьерное исполнение увертюры состоялось 8 августа 1882 года в рамках выставки. Концерт проходил на площади перед Храмом Христа Спасителя. Оркестр с увеличенной группой ударных инструментов под управлением Ипполита Альтани поразил публику. Чайковский использовал и звуковые эффекты: салютные пушечные залпы и колокольный перезвон, придающие сочинению торжественность. Успех превзошёл все ожидания: десятки тысяч москвичей были под впечатлением от нового произведения маэстро.
Увертюра «1812 год» была по достоинству оценена правительством Российской Империи: Пётр Ильич Чайковский был удостоен ордена Святого Владимира I степени. Музыка Чайковского стала ярким воплощением могущества империи и подъёма русского патриотизма. При жизни композитора, увертюра неоднократно исполнялась в Москве, Смоленске, Павловске, Тифлисе, Одессе и Харькове. Оркестровое произведение имело большой успех и в Европе, что побудило Чайковского изменить собственное отношение к сочинению. Он неоднократно дирижировал увертюрой, включал её в свои авторские концерты и даже исполнял «на бис».
Торжественная увертюра «1812 год» продолжает звучать и сегодня, как символ победы русского духа и патриотизма!