Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Галерея
Петр Ильич Чайковский на сцене Большого Театра
Автор: Музей-усадьба П.И. Чайковского

Государственный академический Большой театр России по праву называют гордостью русской культуры. Историю театра принято вести с марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II «содержать… театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады».

На протяжении всей своей жизни он был центром притяжения лучших сил русского оперного и балетного искусства. На сцене этого театра впервые увидели свет многие выдающиеся творения русских композиторов, его труппу украшают и поныне имена самых прославленных отечественных певцов, дирижеров, хореографов.

Имя Петра Ильича Чайковского неотделимо от истории Большого театра. Именно в Большом композитор дебютировал в качестве дирижера — на премьере своей оперы «Черевички».

20 февраля (4 марта) 1877 года здесь впервые прозвучало «Лебединое озеро». Балет был заказан Чайковскому весной 1875 года дирекцией театра. Сегодня балет «Лебединое озеро» по праву является символом всего академического балетного искусства.

На сцене Большого театра были поставлены все оперы и балеты Чайковского. Впервые увидели свет «Воевода» (премьера — 30 января 1869 г.), «Евгений Онегин» (первое представление — 11 января 1881 г.), «Мазепа» (премьера — 3 февраля 1884 г.), «Черевички» (премьера — 19 января 1887 г.), Весенняя сказка «Снегурочка» (премьера – 11 мая 1873 года). 

Сочинения Чайковского практически всегда составляли основу репертуара Большого театра. Абсолютный рекордсмен по количеству постановок на сцене Большого — «Евгений Онегин». Он был поставлен десять раз. «Пиковая дама» и «Лебединое озеро» - девять раз, «Мазепа» и «Спящая красавица» — восемь, «Иоланта» — шесть, «Черевички», «Опричник», «Чародейка» и «Щелкунчик» — четыре.

Музыка Чайковского воплощает драгоценные качества русской культуры — любовь и сострадание к человеку, необыкновенную чуткость к беспокойным исканиям человеческой души, непримиримость к злу и страстную жажду добра, красоты и нравственного совершенства. 

В фондах музея-усадьбы П.И.Чайковского бережно хранятся старинные афиши Большого театра к произведениям композитора, фотографии, на которых запечатлены сцены из балетных постановок, эскизы костюмов и декораций, программы и буклеты, изданные в разные годы, ноты, партитуры и книги. Наиболее ценным экспонатом являются пачка и пуанты балерина Майи Плисецкой, в которых она, на сцене Большого театра исполняла партию Одетты. Всего насчитывается около 200 единиц хранения, связанных с личностью П.И.Чайковского в истории Государственного академического Большого театра России.

Всегда рады ответить на ваши вопросы

8 (34145) 5-17-57

Подписаться
Яндекс.Метрика

Кассы: вторник - воскресенье, 9:00-17:00

Музей: вторник - воскресенье, 9:00-17:30, четверг - 9:00-20:00 (последний четверг месяца – санитарный день)

Администрация: понедельник - пятница, 8:00-16:30

Подписка на новости

Подписаться