«Человеку надо знать свои корни – отдельному человеку,
семье, народу – и тогда воздух, которым он дышит,
будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги,
будет дороже, и всё, что будет выходить из рук его,
будет овеяно мастерством его предшественников,
красотой, накопленной в веках.»
В.М. Песков
Когда мы слышим слово экспедиция, то прежде всего представляем геолога с рюкзаком за спиной, карабкающегося на непреодолимые кручи в поисках редких полезных ископаемых. Но оказывается полевые исследования, собирательские и фольклорные экспедиции всегда являлись важной составной частью жизни музеев, в том числе и музея-усадьбы П.И. Чайковского.
Надо отметить, что до середины 1970-х годов, Воткинский район не рассматривался сотрудниками музея, как площадка для проведения собирательской работы. В то время экспозиция музея размещалась только в мемориальном доме Чайковских и соответствовала дворянской бытовой культуре первой половине XIXвека. Лишь с 1977 года сотрудниками музея были предприняты первые попытки проведения фольклорных экспедиций. Первые экспедиции состоялись в содружестве с Пермским государственным университетом. Научные сотрудники музея Б.Я. Аншаков и В.А. Альбинский выезжали вместе со студентами-филологами на территорию бывшего Камско-Воткинского горного округа - в населённые пункты Воткинского района, граничащие с Пермской областью.
С 1978 года в плане проведения фольклорных экспедиций музей начал успешно сотрудничать и с Воткинским музыкально-педагогическим училищем. В ноябре 1978 года совместная экспедиция выезжала в деревни Нива и Перевозное, а в апреле 1979 года в село Июльское. В июле того же 1979 года в селе Кельчино Воткинского района членами экспедиции от бывшей жительницы деревни Дрёмино Елены Никаноровны Шадриной, 1910 года, рождения был записан в одноголосии интересный репертуар, состоящий из семнадцать песен, в том числе восемь свадебных, две колыбельные и одна потешка, две хороводные, одна протяжно лирическая, один народный романс и две песни литературного происхождения - «Уродилась я…» и «Узник». В июле 1980 года, по наводке Е.Н. Шардриной экспедиция выезжала уже непосредственно в деревню Дрёмино и соседнюю с ней деревню Черепановка.
К сожалению, из материалов, собранных во время фольклорных экспедиций 1978-1980 гг., в фондах музея сохранилось лишь несколько фотографий, а магнитофонные плёнки с записями были утрачены.
Через 10 лет, уже в конце 1980-х годов, толчком к активизации экспедиционной деятельности музея послужило решение о создании на базе музея мемориально-архитектурного комплекса, включающего в себя помимо казённых домов чиновников Воткинского завода людскую избу и целый комплекс хозяйственных построек: амбары, конюшни, ледник, овощную яму, завозню, теплицу и каретный сарай. Все их предстояло наполнить соответствующими эпохе бытовыми предметами. На повестке дня остро встала необходимость в комплектовании фондов музея предметами горнозаводского и крестьянского быта XIXвека. Тогда, в 1988 году было принято решение об организации экспедиции в населённые пункты, являвшиеся когда-то частью Камско-Воткинского горного округа и неразрывно исторически связанные с Воткинском и Воткинским заводом.
Начиная с лета 1988 года сотрудники музея неоднократно выезжали в сёла и деревни Воткинского района: Светлое и Чёрное, Перевозное, Степаново, Липовка, Фотены, Новые Соломенники, Кукуи и др. Именно оттуда в фонды музея поступили домотканые льняные скатерти и полотенца, глиняная и деревянная посуда, предметы одежды, орудия ткачества и земледелия.
В июле 1991 года помимо сбора предметов, имеющих музейное значение, участникам этнографической экспедиции, под руководством старшего научного сотрудника Т.А. Ткачук, удалось записать описание русских свадебных обрядов в деревнях Фотены, Степаново и Подгорная, старообрядческой свадьбы в деревне Данишата, рассказы об играх и игрушках, бытовавших в конце XIX– первой половины ХХ века в деревнях Воткинского района Фотены и Степаново. Информаторами экспедиции стали жители Воткинского района Фертикова Лидия Ивановна, Мартюшева Анна Павловна, Мартюшева Надежда Петровна, Исупов Дмитрий Герасимович. Необходимо также отметить, что именно данное поколение людей, родившихся в начале ХХ века, «еще помнило» старые названия местечек: болот и лесов, покосов и прудов, переулков и улиц, «добрых» и «пропащих» мест в окрестностях своего населенного пункта, старинные легенды и предания, сказки и песни. Записи, сделанные во время этой экспедиции, отпечатанные на машинке на нескольких листочках пожелтевшей бумаги, сохранились в фондах музея-усадьбы.
Морозова С.К., главный хранитель
музейных предметов