В фондах музея-усадьбы хранится небольшая коллекция литографий русского рисовальщика-карикатуриста Александра Игнатьевича Лебедева.
Лебедев был известен главным образом как автор многочисленных карикатур, помещенных в сатирических журналах, а также иллюстраций к произведениям русских писателей, выходивших отдельными литографированными альбомами. Художественные способности проявились у него еще в детском возрасте. Однако по воле отца, человека военного, юношу определили в Училище топографии, по его окончании работал землемером. Лишь в 1849 году Лебедев начал посещать вечерние рисовальные классы Петербургской Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика, совмещая занятия искусством со службой. В 1857 году он окончил курс обучения и получил звание свободного художника.
В качестве автора пока еще вполне безобидных бытовых карикатур Лебедев дебютировал в 1858 году на страницах модного в то время журнала "Весельчак". Впоследствии он сотрудничал со многими сатирическими журналами: "Заноза", "Иллюстрированная газета", "Пчела", "Кругозор", "Нива", "Осколки", "Стрекоза". Продуктивность художника просто поразительна, диапазон тем довольно широкий. Лебедев изображает различные социальные слои общества, подмечая смешные, а подчас и нелепые коллизии, возникающие в повседневной жизни. Подобные "картинки" художник объединяет в тематические альбомы: "Пикник", "Во всех ты, душенька, нарядах хороша", "Погибшие, но милые создания" и др. Иногда в зарисовках современного ему быта Лебедев поднимается и до злободневной социальной сатиры. Гражданственная направленность сатиры особенно обозначилась у Лебедева в период сотрудничества с журналом "Искра", где в девяти номерах были помещены более полусотни его работ.
Лебедев пользовался известностью и как автор юмористических портретов знаменитостей - писателей, композиторов, музыкантов, общественных деятелей и т. д. Это были и дружеские шаржи, вроде тех, что высмеивали казавшуюся невероятной работоспособность А.Г. Рубинштейна и надутое самодовольство М. О. Микешина; но были и откровенно сатирические изображения, как, например, гротесковые портреты журналистов М.Н. Каткова и А.И. Суворина. В ряде случаев карикатуры снабжены подписями - цитатами из произведений А. С. Пушкина, В. Гюго, поэта сатирика В. С. Курочкина.
Основной графической техникой, в которой Лебедев работал и достиг большого мастерства, была литография, часто с использованием цветного фона. Так же мастерски владел он и карандашом. Сохранилось довольно много его рисунков, как правило, подготовительных, предназначавшихся для перевода на литографский камень. В технике литографии Лебедевым запечатлена целая плеяда известных артистов оперной сцены XIX века: Г.Г. Корсов, И.А. Мельников, В.Р. Рааб, А.Н. Бичурина и другие.
Лебедев-иллюстратор обращался к творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, других русских писателей. Иллюстрации печатались отдельно от текста в журналах, например, в "Северном сиянии" за 1862 и 1864 годы. Однако чаще всего они выходили в виде выпусков-альбомов. Самыми значительными работами художника в этой области являются литографии по мотивам сочинений Н.А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Несмотря на то что художник чрезвычайно много работал, он до конца жизни так и не смог достичь материального благополучия. На неоднократные обращения А.И. Лебедева за помощью в Академию художеств он получал отказы. После его скоропостижной смерти в первых числах апреля 1898 года многие газеты и журналы поместили некрологи. Современники отдавали дань превосходному мастеру литографии, наделенному сатирическим даром и талантом интерпретировать литературные произведения.
Главный хранитель музейных предметов
С.К. Морозова
______________________________
Литература и источники:
- Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki
- Энциклопедия русских художников http://www.artonline.ru/encyclopedia/338
- Русская живопись http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/338.htm