Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный

8(963) 028-27-11

Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Памяти великого рисовальщика А.И. Лебедева (1826 (1830) – 1898)

В фондах музея-усадьбы хранится небольшая коллекция литографий русского рисовальщика-карикатуриста Александра Игнатьевича Лебедева.

Лебедев был известен главным образом как автор многочисленных карикатур, помещенных в сатирических журналах, а также иллюстраций к произведениям русских писателей, выходивших отдельными литографированными альбомами. Художественные способности проявились у него еще в детском возрасте. Однако по воле отца, человека военного, юношу определили в Училище топографии, по его окончании работал землемером. Лишь в 1849 году Лебедев начал посещать вечерние рисовальные классы Петербургской Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика, совмещая занятия искусством со службой. В 1857 году он окончил курс обучения и получил звание свободного художника.

В качестве автора пока еще вполне безобидных бытовых карикатур Лебедев дебютировал в 1858 году на страницах модного в то время журнала "Весельчак". Впоследствии он сотрудничал со многими сатирическими журналами: "Заноза", "Иллюстрированная газета", "Пчела", "Кругозор", "Нива", "Осколки", "Стрекоза". Продуктивность художника просто поразительна, диапазон тем довольно широкий. Лебедев изображает различные социальные слои общества, подмечая смешные, а подчас и нелепые коллизии, возникающие в повседневной жизни. Подобные "картинки" художник объединяет в тематические альбомы: "Пикник", "Во всех ты, душенька, нарядах хороша", "Погибшие, но милые создания" и др. Иногда в зарисовках современного ему быта Лебедев поднимается и до злободневной социальной сатиры. Гражданственная направленность сатиры особенно обозначилась у Лебедева в период сотрудничества с журналом "Искра", где в девяти номерах были помещены более полусотни его работ.        

Лебедев пользовался известностью и как автор юмористических портретов знаменитостей - писателей, композиторов, музыкантов, общественных деятелей и т. д. Это были и дружеские шаржи, вроде тех, что высмеивали казавшуюся невероятной работоспособность А.Г. Рубинштейна и надутое самодовольство М. О. Микешина; но были и откровенно сатирические изображения, как, например, гротесковые портреты журналистов М.Н. Каткова и А.И. Суворина. В ряде случаев карикатуры снабжены подписями - цитатами из произведений А. С. Пушкина, В. Гюго, поэта сатирика В. С. Курочкина.

Основной графической техникой, в которой Лебедев работал и достиг большого мастерства, была литография, часто с использованием цветного фона. Так же мастерски владел он и карандашом. Сохранилось довольно много его рисунков, как правило, подготовительных, предназначавшихся для перевода на литографский камень. В технике литографии Лебедевым запечатлена целая плеяда известных артистов оперной сцены XIX века: Г.Г. Корсов, И.А. Мельников, В.Р. Рааб, А.Н. Бичурина и другие.

Лебедев-иллюстратор обращался к творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, других русских писателей. Иллюстрации печатались отдельно от текста в журналах, например, в "Северном сиянии" за 1862 и 1864 годы. Однако чаще всего они выходили в виде выпусков-альбомов. Самыми значительными работами художника в этой области являются литографии по мотивам сочинений Н.А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Несмотря на то что художник чрезвычайно много работал, он до конца жизни так и не смог достичь материального благополучия. На неоднократные обращения А.И. Лебедева за помощью в Академию художеств он получал отказы. После его скоропостижной смерти в первых числах апреля 1898 года многие газеты и журналы поместили некрологи. Современники отдавали дань превосходному мастеру литографии, наделенному сатирическим даром и талантом интерпретировать литературные произведения.

 

Главный хранитель музейных предметов

С.К. Морозова

 

______________________________

Литература и источники:

- Википедия   https://ru.wikipedia.org/wiki

- Энциклопедия русских художников http://www.artonline.ru/encyclopedia/338

- Русская живопись http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/338.htm

Карикатура на А.Г. Рубинштейна.  XIX в., вторая половина. Россия.
Карикатура на К.Ю. Давыдова.  XIX в., вторая половина. Россия.
Карикатура на К.С. Венявского.  XIX в., вторая половина. Россия.
Карикатура на Э.Ф. Иоахима.  XIX в., вторая половина. Россия.
М.Г. Савина, артистка Петербургской драматической труппы.  XIX в., вторая половина. Россия.
Г.Г. Корсов, артист русской оперной труппы.  XIX в., вторая половина. Россия.
И.А. Мельников, артист русской оперной труппы.  XIX в., вторая половина. Россия.
Е.П. Струйская, артистка Петербургской драматической труппы.  XIX в., вторая половина. Россия.
В.Р. Рааб, артистка русской оперной труппы.  XIX в., вторая половина. Россия.
Н.И. Новиков, артист Петербургской драматической труппы.  XIX в., вторая половина. Россия.
Н.Ф. Сазонов, артист Петербургской драматической труппы.  XIX в., вторая половина. Россия.
А.Н. Бичурина, артистка русской оперной труппы.  XIX в., вторая половина. Россия.

Подписка на новости

Подписаться