Места П.И. Чайковского. Воткинск и Клин.
(этюды В.А. Жарского (1906-1973гг.)
В фондах Музея-усадьбы П.И. Чайковского хранится замечательный альбом с работами талантливого художника Василия Алексеевича Жарского. На серых картонных листах оформлены восемнадцать эскизов с изображением двух городов, тесно связанных между собой именем великого русского композитора П.И. Чайковского - Воткинска и Клина.
Удивительна судьба художника. Василий Алексеевич Жарский родился 7 марта 1906 года в деревне Поддубье Псковской губернии в семье учителя, закончил Нарвскую гимназию. Увлечённый мечтой стать художником, с надеждой найти в Париже великих русских мастеров И. Билибина и К. Коровина, учиться у них, он уехал в 1929г. по вербовочному контракту на металлургический завод «Поль Жиро» в Савойю. «Был рабочим, – писал В. Жарский. – Ждал гудка, чтобы скорее вырваться с завода и убежать с этюдником в горы. В Альпы…»
Продолжая самообразование, Василий Алексеевич сблизился с художниками-пейзажистами Гастоном Дельпаром и Альбертом Реганьоном. С 1940 г. художник начал выставляться в Тулузе, в Художественном салоне Франции, а в 1945-46 годах участвовал в выставках Союза Западных художников.
Ещё в 1936 г. Василий Алексеевич стал членом организации «Друзья Советского Союза». А в годы второй мировой войны в оккупированной Тулузе он включился в антифашистскую борьбу. В 1943 г. Жарский был принят в ряды Французской коммунистической партии и возглавил русскую секцию при Тулузском Федеральном бюро. Одновременно ему была поручена работа главного художника при региональном бюро компартии.
Сын художника, Пётр Жарский, вспоминал: «Так получилось, что наша квартира стала центром Движения по возвращению русских на Родину. Я к этому времени окончил школу, но в лицей поступать не стал. Всё казалось, что вот-вот мы все поедем домой, в Россию». В марте 1946 г. в Тулузском выставочном зале «Фойе декор» прошла персональная выставка работ художника. И в тот же год Жарские получили советское гражданство. Из воспоминаний Петра Жарского: «В 1947 году мы приехали в Советский Союз, в распределительный пункт, в город Гродно. На вопрос в анкете: «Где вы хотите жить?» наш отец написал: «В любом месте центральной России». Вот в Ижевск нас и распределили. Отец никогда не жалел, что мы стали жить в Ижевске». Выбор места проживания был не случаен, поскольку Василий Алексеевич очень любил музыку П.И. Чайковского, именно он и стал первым живописцем Удмуртии, обратившимся в своём творчестве к мемориальному пейзажу, посвящённому местам жизни и творчества великого композитора.
В Ижевске В.А. Жарский работает художником Русского драматического театра им. В.Г. Короленко, преподаёт в художественно-ремесленном училище №6. В 1950 году он вступает в товарищество «Удмуртхудожник», а в 1967-м становится членом Союза художников СССР.
Крепнувшее с годами мастерство Жарского, его живописное видение обогащали многочисленные путешествия по стране. Художник совершал творческие поездки, из которых привозил многочисленные этюды и законченные произведения, выполненные в технике масляной живописи и акварели. Особое место в творчестве Василия Алексеевича занимают поэтические пейзажи: «…леса, поля, словом русская природа и русские люди и русская речь. Всё, всё то о чём мы мечтали на чужбине. Теперь отец как художник мог полностью отдаться творчеству. Он очень много ездил, много писал. Очень скромный был во всём…» - вспоминал о своём отце П.В. Жарский.
Василия Алексеевича Жарского не стало в 1973 году, а его работы продолжают жить в частных и музейных коллекциях.
Вглядитесь в необыкновенно поэтические работы художника. Автор, как бы сравнивает два значимых в судьбе великого композитора места: Воткинск, где П.И. Чайковский родился и прожил первые счастливые 8 лет своей жизни и Клин, где композитор нашел тихое пристанище в последние годы жизни.
Мы сохранили представленным вашему вниманию этюдам авторские названия.
С.К. Морозова, главный хранитель музейных предметов