Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Галерея
Виртуальная выставка «Королева модерна»
Автор: Светлана Морозова, главный хранитель

В фондах музея-усадьбы П.И. Чайковского хранится небольшая серия из шести рисунков известной на рубеже XIX-ХХ веков художницы-иллюстратора Елены Петровны Самокиш-Судковской.

Е.П. Самокиш-Судковская (урождённая Бенард) родилась 10 февраля 1862 года (по другим данным 1863 г.) в г. Санкт-Петербурге в семье военного инженера. Закончила Павловский институт, художественное образование получила в Гельсингфорской художественной школе в Финляндии, брала частные уроки живописи у профессора В.П. Верещагина. С 1883 по 1885 год была замужем за академиком живописи Р.Г. Судковским. После смерти мужа художница совершенствовала своё мастерство в частной академии живописи Жюлиана в Париже. По возвращению в Россию в 1889 году Судковская вновь выходит замуж за художника Н.С. Самокиша, сохранив за собой и фамилию первого мужа.

В своих графических работах Елена Самокиш-Судковская использовала новомодные тенденции стиля «Арт Нуво», приобретённые в Европе. Это сразу оценили знатоки, и её работы стали широко издаваться на почтовых открытках, пригласительных билетах, театральных афишах и программах. Хорошо знала художницу и читающая публика Петербурга: её рисунки украшали многие женские романы и детскую литературу тех лет. С Самокиш-Судковской активно сотрудничали известные издательства А.Ф. Маркса, А.Ф. Девриена, М.О. Вольфа, П.П. Сойкина.

Елена Петровна создавала изумительные по красоте иллюстрации, в которых явно читались нотки модерна. Критики-современники порой упрекали её в излишней красивости, но читателям её рисунки нравились и неизменно вызывали восхищение. «Нива» писала: «Иллюстрации г-жи Самокиш-Судовской принадлежат к числу тех, которые, независимо от больших достоинств рисунка, свидетельствуют о замечательной способности художника вдуматься в образы писателя и воспроизвести их с большой жизненной правдой».

Одним из замечательных образцов книжного иллюстрирования является вышедший в свет в 1904 году двухтомник альбома очерков и картин из путешествий доктора Елисеева «По Белу-Свету». Впечатляющие скандинавские пейзажи, жанровые сцены с китобоями и рыбаками, прелестные головки путешественниц.  Особый интерес в иллюстрациях альбома представляют виртуозно вписанные в рисунок заглавные буквы.

14 мая 1896 года Е.П. Самокиш-Судковская в качестве специального корреспондента журнала «Нива» и в числе лучших художников и фотографов страны была приглашена на коронацию Николая II и его супруги Александры Фёдоровны. Акварельные работы художницы, выполненные на праздничных мероприятиях, публиковались в журнале «Нива». В 1899 году в Санкт-Петербурге вышло в свет подарочное издание «Коронационный сборник 14 мая 1896 года», где на ряду с маститыми именами художников А. Бенуа, В. Маковского и И. Репина стояла фамилия Елены Петровны Самокиш-Судковской.

Всегда рады ответить на ваши вопросы

8 (34145) 5-17-57

Подписаться
Яндекс.Метрика

Кассы: вторник - воскресенье, 9:00-17:00

Музей: вторник - воскресенье, 9:00-17:30, четверг - 9:00-20:00 (последний четверг месяца – санитарный день)

Администрация: понедельник - пятница, 8:00-16:30

Подписка на новости

Подписаться