Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Галерея
Виртуальная выставка ко дню рождения Гоголя «Чудеса продолжаются»

Николай Васильевич Гоголь  - самый загадочный писатель XIX века, родился в селе Большие Сорочинцы 20 марта 1809 года. Известно, что семья была многодетная: на свет появилось всего двенадцать детей. Русский писатель родился третьим по счету. Его судьба окутана легендами и тайнами, много в ней и мистического, и комичного. Даже день его рождения по новому стилю мы празднуем 1 апреля, а некоторые факты его биографии можно брать под сомнение и сегодня. Творчество выдающегося классика русской литературы – неисчерпаемая сокровищница, неудивительно, что личность и сочинения Гоголя привлекали внимание его современников. Первым, кто  использовал произведение писателя в оперном искусстве, был Пётр Ильич Чайковский.

В 1873 году Русское музыкальное общество объявило (РМО) конкурс на написание оперы по мотивам повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Сочинение, вошедшее в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», основанное на сказках и легендах народа Малороссии, увлекло Чайковского, он решил принять участие в конкурсе. Пётр Ильич хорошо знал культуру и быт украинцев,  мелодизм и поэтичность местного фольклора сыграли весомую роль в принятии решения. Сочинять оперу Чайковский уехал в Каменку, к своей сестре Александре Ильиничне Давыдовой. Работа над новым произведением, которое композитор назвал «Кузнец Вакула»,  началась в июне, а закончилась уже в августе 1874 года. На конкурс РМО было представлено шесть творческих работ, но авторитетное жюри единодушно присудило главную премию в размере 1500 рублей Чайковскому.  Постановка сочинения должна была состояться в Мариинском театре.

Премьерный спектакль готовили тщательно, но первое представление 24 ноября 1876 года не порадовало ни композитора, ни публику. Чайковский признается близкому другу Сергею Танееву: «Вакула» торжественно провалился. Первые два акта прошли при фобовом молчании публики, за исключением увертюры и дуэта Солохи и беса, которым аплодировали. В сцене головы и, особенно, дьяка много смеялись, но не аплодировали и никого не вызывали. После третьего и четвертого акта меня по многу раз вызывали, но при сильном шиканьи значительной части публики. Второе представление прошло несколько лучше, но все же можно с уверенностью сказать, что опера не понравилась и вряд ли выдержит более пяти или шести представлений... Не скрою, я сильно потрясен и обескуражен. Главное, что ни на постановку, ни на исполнение нельзя было жаловаться. Все сделано толково, старательно, роскошно. Декорации просто великолепны… Словом, в неуспехе виновен я. Опера слишком запружена подробностями, слишком густо инструментована, слишком бедна голосовыми эффектами… Стиль «Вакулы» совсем не оперный - нет ширины и размаха».

Сценическая жизнь оперы была непродолжительной, спектакль имел успех выше среднего и исполнялся в течение нескольких сезонов только 17 раз до 1881 года.  Однако, композитор твердо решил переделать оперу, и весной 1885 года была готова новая редакция, которую Чайковский представил директору императорских театров Ивану Всеволожскому, как лирико-комическую оперу «Черевички».

19 января 1887 года, в Большом театре, состоялась долгожданная премьера, имевшая оглушительный успех. Седьмая по счету опера композитора стала первым сочинением, которым Петр Ильич продирижировал лично, настолько трепетно он относился к своему сочинению. Запомнились Чайковскому и весьма необычные подарки артистов, занятых в спектакле: веники, символизирующие помело Солохи, и серебряные туфельки с гравировкой музыкальных тем главных героев оперы. Композитор был доволен, но спектакль имел небольшие сборы и вскоре был снят с репертуара, при жизни Чайковского «Черевички»  были исполнены только 7 раз.

Пройдет время и рождественская история, преисполненная легким авторским юмором и лирическим мелодизмом Чайковского, в которой  романтические чувства переплетаются с чудесами,  станет весьма популярной. В ХХ веке «Черевички» войдут в репертуар многих музыкальных театров, впечатляя слушателей не только великолепной музыкой и чудесным изображением природы, но прежде всего яркими воплощениями гоголевских персонажей. Чайковский  с большим интересом относился к сочинениям Николая Васильевича, но «Черевички» стала единственным творением композитора, в основу которой было положено произведение великого русского писателя.

Коллекция фотографий первых исполнителей оперы и редких нотных изданий представлена в рамках выставки ко дню рождения Гоголя, а чудеса продолжаются…

Подписка на новости

Подписаться