Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный

8(963) 028-27-11

Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Чехов и Чайковский: история одной встречи

Дружба двух гениев – явление редкое и заслуживает внимания читателей. Их объединила эпоха, хотя они родились с разницей в 20 лет. Интерес композитора к молодому писателю оказался настолько большим, что в апреле 1887 года Чайковский написал Чехову письмо, поводом послужил  рассказ «Миряне», опубликованный в газете «Новое время». Антон Чехов начал печатать свои фельетоны и короткие рассказы ещё в гимназии и практически сразу обратил на себя внимание, среди поклонников оказался и Чайковский. Профессор Московской консерватории Николай Кашкин признавался: «П.И. всегда много читал, я также был близко знаком, в особенности, с русской литературой, и обсуждения различных писателей, поэтов и композиторов давали нам неистощимые темы для разговоров.О новом сочинении Чехова и отношению к нему Чайковского он вспоминал: «Рассказ, если не ошибаюсь, был прочитан два раза сряду, потому что чрезвычайно понравился нам обоим, а Петр Ильич не успокоился до тех пор, пока не написал А.П. Чехову письмо, хотя он его лично не знал и нигде до того времени не встречал».20 апреля Чайковский отправил письмо Чехову на адрес редакции газеты, в котором высказал «свою радость обрести такой свежий и самобытный талант». Письмо композитора Чехов не получил. В тот же день в письме к брату Модесту композитор признался: «Вчера меня совершенно очаровал рассказ Чехова в «Новом времени». Не правда ли, большой талант?».

Петр Ильич не случайно обратил внимание на молодого писателя. Друг композитора, Герман Ларош, утверждал: «Литература занимала в его жизни место гораздо больше, чем у обыкновенного образованного человека: она была после музыки главным и существенным его интересом; <…> он сам был в значительной мере рожден литератором…». Таким же живым интересом для Антона Павловича всегда была музыка, и любовь к ней зародилась у Чехова еще в юности, одновременно с увлечением литературой и театром. Именно музыка, литература и увлечённость театром наполняли атмосферу, в которой созрели таланты писателя и композитора.

 Согласно дневникам Модеста Ильича Чайковского, знакомство Чехова и Чайковского состоялось 14 декабря 1888 года за завтраком у него дома. Встреча произвела на Чехова ошеломляющее впечатление. Это была не просто дружеская беседа, а большой разговор о совместной творческой работе с известным композитором, который не просто знает его творчество, а ценит писательский талант. «Он хороший человек и не похож на полубога», - напишет Чехов после этой встречи. 

История имела продолжение: менее чем через год, 12 октября 1889 года, Чехов сообщает Чайковскому: «В этом месяце я собираюсь начать печатать новую книжку своих рассказов <…> разрешите мне посвятить эту книжку Вам».Речь шла о сборнике  «Хмурые люди». Через пару дней, композитор был в гостях у Чеховых. «Вчера у меня был П.И. Чайковский, что мне очень польстило: во-первых, большой человек, во-вторых, я ужасно люблю его музыку, особенно «Онегина». Хотим писать либретто», - делится Антон Павлович новостями с редактором и издателем «Нового времени» Алексеем Сувориным. Через несколько часов Чехов получает от Чайковского письмо: «Посылаю при сем свою фотографию и убедительно прошу вручить посланному Вашу! Достаточно ли выразил Вам мою благодарность за Посвящение? Мне кажется, что нет, а потому еще скажу Вам, что я глубоко тронут вниманием Вашим!». В верхней части фотографии надпись: «А.П. Чехову от пламенного почитателя. П. Чайковский 14 окт. 89». Чехов отвечает Чайковскому, отсылая вместе с письмом забытый им портсигар: «Очень, очень тронут, дорогой Петр Ильич, и бесконечно благодарю Вас. Посылаю Вам и фотографию, и книги, и послал бы даже солнце, если бы оно принадлежало мне».

Младший брат писателя, Михаил Чехов, опубликовал свои воспоминания об этом визите Чайковского в своей книге  «Вокруг Чехова»: «И когда в середине октября 1889 года судьба дала мне счастье лично увидеть его у нас же в гостях, то это казалось мне чем-то необыкновенным. Он пришел к нам запросто. <…> Затем они разговаривали о музыке и о литературе. Я помню, как оба они обсуждали содержание будущего либретто для оперы «Бэла», которую собирался сочинить Чайковский. Он хотел, чтобы это либретто написал для него по Лермонтову брат Антон. Бэла - сопрано, Печорин - баритон, Максим Максимыч - тенор, Казбич - бас. «Только, знаете ли, Антон Павлович, - сказал Чайковский, - чтобы не было процессий с маршами. Откровенно говоря, не люблю я маршей». Он ушел от нас, - и то обаяние, которое мы уже испытывали от него на себе, от этого посещения стало еще больше».

В марте 1890 года Чехов сообщал Модесту Чайковскому: «Через полторы-две недели выйдет в свет моя книжка, посвященная Петру Ильичу. Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, - до такой степени я уважаю его. Если говорить о рангах, то в русском искусстве он занимает теперь второе место после Льва Толстого, который давно уже сидит на первом. (Третье я отдаю Репину, а себе беру девяносто восьмое). Я давно уже таил в себе дерзкую мечту — посвятить ему что-нибудь. Это посвящение, думал я, было бы частичным, минимальным выражением той громадной критики, какую я, писака, составил о его великолепном таланте и какой, по своей музыкальной бездарности, не умею изложить на бумаге. К сожалению, мечту свою пришлось осуществить на книжке, которую я не считаю лучшею. Она состоит из специально хмурых, психопатологических очерков и носит хмурое название, так что почитателям Петра Ильича и ему самому мое посвящение придется далеко не по вкусу».

«Мой брат будет очень обрадован и польщен Вашими строками о нем. Я выписал их и послал ему. Он совершенно разделяет мое отношение к Вашему таланту, - сообщает писателю в ответном письме Модест Ильич, -  Я по его рекомендации познакомился с первой Вашей вещью. Относительно рангов я согласен с Вами до четвертого. Его, это мое глубочайшее и искреннее убеждение, надо оставить пока вакантным, потому что он, наверное, будет занят доктором Чеховым».

Сам композитор признавался в письме к брату: «Не можешь себе представить, как мне приятны слова Чехова обо мне».

Чехов тщательно готовил книгу к печати, весной 1890 года сборник рассказов «Хмурые люди» вышел в свет, на первой странице слова благодарности от автора: «Посвящается Петру Ильичу Чайковскому». Композитор очень гордился этим посвящением и думал о совместной творческой работе в будущем. Однако, планы над оперой «Бэла» не осуществились. Сначала были гастроли и поездки, а осенью  1893 года – внезапная кончина Чайковского. 

Чехов до конца своих дней оставался горячим поклонником творчества Чайковского и использовал его музыкальные образы для создания более точных духовных и душевных характеристик своих героев. Мария Павловна Чехова вспоминала, что однажды обнаружила брата у рояля в момент, когда он одним пальцем пытался подобрать тему из 5-ой симфонии Чайковского. Очень полюбил Чехов и романс Чайковского «Снова как прежде один» на стихи Д. Ратгауза из последнего сборника 1893 года. Смерть Петра Ильича стала тяжёлой утратой для Чехова, о случившемся он телеграфировал брату композитора: «Известие поразило меня. Страшная тоска… Я глубоко уважал и любил Петра Ильича, многим ему обязан».

Короткая переписка, кратковременные встречи и глубокое внутреннее родство душ, которое объединяет только гениальных художников. «Судьба благоволила России, подарив ей с разницей  в двадцать лет в 1840 году великого композитора Чайковского и в 1860 году великого писателя Чехова» - написал в своей монографии «Чехов и Чайковский» Евгений Балабанович. Сегодня тоже время размышлений. Старые фотографии, документы и книги из фондового собрания Музея-усадьбы П.И. Чайковского  - свидетели удивительной дружбы великих людей, чьи имена навсегда вошли в сокровищницу мировой культуры.

Брошюра. Е.З. Балабанович «Чехов и Чайковский». 1962 г., СССР, г. Москва, Государственное музыкальное издательство.
Дом, в котором П.И. Чайковский познакомился с А.П. Чеховым. СССР, г. Ленинград. 1970-е годы.
Портрет  П.И. Чайковского с дарственной надпись А.П. Чехову, 1886 г. Фотокопия.
Титульный лист книги «Рассказы» А.П. Чехова с дарственной надписью автора П.И. Чайковскому. 1889 г.  Фотокопия.
Программа Клинского Государственного  Дома-музея  П.И. Чайковского на литературно- музыкальное собрание, посвящённое  40-летию со дня смерти А.П. Чехова. 1944 г. УАССР, г. Воткинск.
Программа Клинского Государственного  Дома-музея  П.И. Чайковского на литературно-музыкальное собрание, посвящённое  40-летию со дня смерти А.П. Чехова. 1944 г. УАССР, г. Воткинск.
Билет пригласительный   Клинского Государственного  Дома-музея  П.И. Чайковского  на литературно-музыкальное собрание, посвящённое 40-летию со дня  смерти  великого русского писателя А.П. Чехова. 15.07.1944 г. УАССР, г. Воткинск.
Билет пригласительный   Клинского Государственного  Дома-музея  П.И. Чайковского  на литературно-музыкальное собрание, посвящённое 40-летию со дня  смерти  великого русского писателя А.П. Чехова. 15.07.1944 г. УАССР, г. Воткинск.
Титульный лист книги А.П. Чехова «Хмурые люди» с посвящением П.И. Чайковскому. 1889 г. 1970-1980, СССР. Фотокопия.
Телеграмма №1046 от 27.10.1893 года от А.П. Чехова по поводу кончины П.И. Чайковского. Фотокопия.
Письмо Е.З.  Балабанович  к  Б.Я. Аншакову о просмотре машинописного текста из книги «Чехов и Чайковский» 07.08.1979 г. СССР, г. Москва.
Рукопись. Е.З. Балабанович  «О некоторых чертах Чайковского и Чехова». Статья  подготовлена для сборника «П.И. Чайковский и русская литература». 07.08.1979г., СССР, г. Москва.
Книга. Е.З. Балабанович «Чехов и Чайковский». 1970 г. СССР, г. Москва. Издательство «Московский рабочий».

Подписка на новости

Подписаться