Мир танца мало кого может оставить равнодушным, балетные представления всегда вызывали интерес, особенно у творческих натур. Петр Ильич Чайковский рассматривал музыку балета как равноправную среди других жанров, обогатил её симфонизмом и методами оперной драматургии. Благодаря Петру Ильичу наступил переломный момент, определивший основные направления дальнейшего развития этого жанра и обусловивший его расцвет.
До Чайковского музыка в балете носила вторичный характер, подчиняясь хореографии. С появлением его балетов этот жанр занял равноправное место с оперой и симфоническими произведениями и именно музыка стала в нем ведущим началом, воплощая в единстве с танцем всё произведение.
Петр Ильич был не только автором всемирно известных по сей день балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», но и заядлым балетоманом, причем его отношение к балету даже с позиции зрителя всегда было серьезным, далеким от увлечения лишь внешним блеском и виртуозным танцем.
«На тему «Чайковский и балет» написано много, но никто не пытался посмотреть на балет и балерин глазами Чайковского как театрала, завсегдатая балетных спектаклей – какие у него были балетные идеалы, увлечения, любимые спектакли, танцовщицы», – говорит О. Федорченко, ст.научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург). Действительно, ассоциативно все связывают имя композитора с написанием балетов, не задумываясь о том, что балетные представления он ещё и посещал.
Композитор восхищался балеринами-современницами, говорил о них в беседах с друзьями, упоминал (порой весьма иронично) в своих письмах, дневниках. Чайковский неплохо разбирался в балетной технике, а главными качествами истинной балерины считал, как и многие его современники – красоту артистки, ее грациозность, легкость и воздушность. Балет для Чайковского был прибежищем гармонии и отдохновения, на балетном спектакле ему хотелось отрешиться от повседневных забот, забыть хотя бы на краткое время о насущных проблемах и перенестись в волшебный мир грез и фантазий.
Жизнь самих балерин царством грез назвать сложно, как в XIX веке, так и в современном мире. У каждой красивой и улыбающейся на сцене актрисы своя история. Иногда радостная, иногда грустная, иногда – трагическая. Балет – это не только красивый танец, который нас завораживает и восхищает. Это еще и неимоверный труд, боль, слезы, обиды, предательство, жестокое соперничество… Не все выдерживают нагрузки, стресс. Кто-то срывается, а кто-то может переломить ход событий и достичь успеха.
Закулисье балетного мира, жизнь за сценой, показал в своих картинах художник А.А. Чувашев, несколько работ которого хранятся в фондах музея. На них нам представлены моменты из жизни балерин перед выходом к зрителям, на репетиции, в гримёрке.
Александр Альбертович учился на кафедре декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Института искусств и дизайна УдГУ, получил красный диплом и остался преподавать на родной кафедре. Он является членом Союза художников России, активно выставляется не только у нас, в Удмуртии, но и принимает участие во всероссийских и международных выставках. Художник многогранен, его творчество не ограничено одной живописью, это и графика, и скульптура, и керамика. Работы Александра Альбертовича хранятся в музеях и частных коллекциях. «Творчество – это одержимость! Это алхимия! Это когда у тебя есть позиция, и ты пытаешься чего-то достичь, не важно, как ты пишешь, что ты пишешь… В любой картине я вижу, чего художник пытался добиться. Есть удачные моменты, есть неудачные, есть шедевры, есть просто картины», – эти слова художника можно отнести не только изобразительному искусству, но и к балету.