Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный

8(963) 028-27-11

Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Новости
Загадочная деталь интерьера…
Дата публикации 22 октября 2019
22 октября

Весной 2014 года для постоянной экспозиции «Девичьей комнаты» мемориального дома детства П.И. Чайковского в г. Воткинске была закуплена ширма. Время её создания относится к первой половине XIX века. Состоит ширма из пяти прямоугольных створок, скрепленных между собой шарнирами. Каждая створка разделена на три филенки. Конструкция украшена латунными медальонами, а также накладками, оформленными в виде каннелюр. Контуры филёнок подчёркнуты латунными тягами. Нижняя часть ширмы глухая, рамочно-филенчатой конструкции. Выполнена ширма в стиле «жакоб».

Ширма - загадочная деталь восточного интерьера и функциональное дополнение к интерьеру дома. При помощи этой портативной перегородки можно разбивать пространство комнаты на несколько удобных зон. Используется в интерьере спален, гардеробных, детских комнат. Обычно ширма имеет складную конструкцию и высоту, примерно равную или чуть меньше человеческого роста. 

Нужно сказать, что более будуарного и интригующего предмета в обстановке, чем ширма трудно себе представить. Это всегда тайна, легкий намек на жизнь, скрытую от глаз случайного свидетеля. Хотя характер у ширмы, скорее, французский, легкий и шаловливый, название же происходит от немецкого «Schirm», что означает «щит, заслон, защита». 

Первые ширмы появились в Китае на стыке мебельного искусства и живописи, примерно в VIIвеке н.э. и мгновенно стали популярными. Существовали как огромные ширмы, которые размещались в дворцовых залах, так и крошечные настольные. Китайские ширмы состояли обычно из 3 створок.Каждая створка представляла собой деревянную или бамбуковую раму, затянутую с обеих сторон расписным или вышитым шелком, а позднее - бумагой или парчой. Были и лаковые ширмы с инкрустацией.

В Европу ширмы попали в XVIII веке, вместе с модой на все восточное. В то время европейские дворы в основном украшали роскошные гобелены и каминные экраны, сыгравшие большую роль в формировании традиционного европейского интерьера. Но ширмы сумели «прижиться» в чужой для себя обстановке.

Россия, лишь незначительно отстававшая от Европы, быстро освоила этот новый интересный предмет мебели. Почти в каждом доме Петербурга середины XIX века обязательно были ширмы, которые изготовлялись из дерева и украшались искусной резьбой. Этот предмет настолько гармонично вписывался в общую обстановку, что странствующий французский писатель и критик Теофиль Готье назвал ширму типично русской мебелью. 

Название стиля «жакоб» происходит от фамилии Жакоб (Jacob), семьи французских дизайнеров, скульпторов и предпринимателей, давших свое имя целому направлению в мебельном искусстве конца ХVIII – начала ХIХ века. Глава семьи Жорж Жакоб обучался мебельному делу у Делануа в Париже. Мастерство Ж. Жакоба достигло такого уровня, что было широко известно за пределами Франции. Его мебель заказывали многие королевские европейские дома и знатные аристократические фамилии. 

В России мебелью в стиле «жакоб» принято называть предметы обстановки красного дерева, как правило, строгих прямолинейных форм, украшенных латунными или медными деталями в виде вытянутых тяг и рельефных вставок, подчеркивающих архитектонику конструкции. Этот стиль проявился во всех типах мебельных изделий, существовавших на рубеже ХVIII - ХIХ веков. Простая по форме, дешевая в производстве и в то же время достаточно эффектная внешне, такая отделка сразу стала популярной в России. Предметы, декорированные в стиле «жакоб», буквально наводнили как столичный, так и провинциальный рынок, вызывая неоднократные подражания и в последующие десятилетия. 

 

Подписка на новости

Подписаться