Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный

8(963) 028-27-11

Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Новости
Властелин оркестра
Дата публикации 22 августа 2020
24 августа

Сегодня, 24 августа, исполняется 181 год со дня рождения Эдуарда Францевича Направника- замечательного дирижёра и талантливого композитора, который полвека стоял во главе оркестра Санкт-Петербургского императорского Мариинского театра, и все силы положил на популяризацию русской оперы.

Эдуард Францевич Направник чех по национальности, родился 24 августа 1839 года в Богемии. Его отец был школьным учителем, руководителем церковного хора и органистом. Будущий композитор получил образование в Органной школе в Праге. В 1861 году 22-летний Направник переехал в Петербург, где обрел свою вторую родину. Здесь, в России, его знания, талант и трудолюбие оказались полностью востребованы. В 1863 году он становится помощником дирижёра Мариинского театра, потом вторым капельмейстером, а с 1869 года- руководителем труппы и занимает этот пост до самой смерти. Этот период называют подлинным расцветом Мариинского театра. 

За свою полувековую карьеру с 1863 по 1913 год он продирижировал более 4000 оперных представлений, репертуар Направника включал 150 опер, из которых 80 были разучены впервые, в том числе семь опер Чайковского (среди них «Мазепа», «Орлеанская дева», «Пиковая дама», «Иоланта» и др.) На сцене Мариинского театра Направник поставил также собственные оперы- «Нижегородцы» (1868), «Гарольд» (1885), «Дубровский» (1894) и «Франческа да Римини» (1902)

Введя строгую творческую дисциплину, Направник стал для музыкантов наставником, репетиром, педагогом. Оркестр любил его, невзирая на строгость, так как Направник проявлял отеческую заботу к своим подчинённым: он добился повышения мизерного жалования музыкантов, организовал кассу взаимопомощи, учреждал на собственные средства стипендии для детей оркестрантов и хористов. Именно благодаря усилиям дирижёра-иностранца уровень русской дирижёрской школы поднялся невероятно, а оркестр и хор Мариинского театра к началу ХХ века стал одним из лучших в мире. Он более 10 лет дирижировал симфоническими концертами Русского музыкального общества, вёл ежегодные концерты Филармонического общества, Красного Креста и других. Э.Ф. Направник стал первым в России дирижировать спиной к публике. До этого музыканты видели только спину дирижёра, что лишало их возможности следить за мимикой дирижёра.

 

В лице Э.Ф. Направника П.И. Чайковский обрёл не только своего дирижёра, но и преданного друга. «Искренняя, тесная, ни на мгновение не нарушавшаяся дружба связывает меня с Эдуардом Направником… Его прекрасные душевные качества-прямота, честность, правдивость, трудолюбие и готовность помочь каждому, -всё это с давних пор внушало мне пламенную любовь и уважение к нему» - говорил о нём П.И. Чайковский. Восторженно относился дирижёр к Петру Ильичу и считал, что его талант «с каждым новым сочинением развёртывался во всю ширь и во всю глубь». Композитор разрешал Направнику делать в своих партитурах купюры. Другим дирижёрам это не разрешалось. Чайковский писал Направнику: «Я заранее соглашаюсь на всё, что Вы найдёте нужным изменить». Композитор посвятил ему «Орлеанскую деву», для постановки которой Эдуард Францевич прикладывал особенно много усилий. Их дружба продолжалась до самой кончины Петра Ильича. Спустя всего 12 дней после его смерти, 18 ноября 1893 года, в концерте, посвящённом памяти великого композитора, дирижёр гениально исполнил его последнюю, Шестую симфонию.

В последний раз Э.Ф. Направник дирижировал 23 декабря 1914 года. После этого из-за слабого здоровья музыкант был вынужден прекратить свою 50-летнюю дирижёрскую деятельность. Эдуард Францевич Направник скончался в Петрограде 10(23) ноября 1916 года, похоронили композитора и дирижёра на Новодевичьем кладбище. 

После кончины Э.Ф. Направника журнал «Музыкальный современник» писал:       «Только благодаря властному воспитательному воздействия той школы, сквозь которую Направник провёл всю оперную организацию Мариинского театра, мы имеем право говорить о нашей сцене как об одной из первых в Европе».

Е.В. Долганова, хранитель музейных предметов.

 

 

 

 

 

Подписка на новости

Подписаться