Семинар Самира Саванта «Классическая музыка в XXI веке. Актуальные форматы музыкальных проектов и пути их продвижения».
Он стал возможным благодаря программе «Future Culture», целью которой является создание связей между культурными лидерами Великобритании и России и обмена опытом. В этом году программа была грантовой, и одним из пяти победителей стал музей-усадьба П.И. Чайковского в Воткинске.
Семинар стал частью программы Года музыки Великобритании и России 2019, который проводится Посольством Великобритании в Москве при поддержке Британского Совета.
Самир Савант более двадцати лет занимается организацией мероприятий, направленных на популяризацию классической музыки. Он работал в Королевском музыкальном колледже, театре «Шекспировский глобус», Английской национальной опере Королевской академии искусств, публиковался в журналах Classical Music и Arts Professional, а в данный момент является директором Лондонского фестиваля Генделя уже 4 года.
В первый день он рассказал о своем опыте в проведении фестиваля Генделя, о том, чего они добились, о планах, амбициях на будущее.
Фестиваль проходит в Лондоне каждый год, в течение 5-ти недель проводится 40 различных мероприятий. Апогей фестиваля – оперная постановка. В работе коллеги ставят перед собой 3 задачи: изучение полного наследия Генделя и его современников, помощь начинающим талантам, более широкое вовлечение общества в их деятельность. Каждый год в рамках фестиваля проходит вокальный конкурс молодых исполнителей. Британские коллеги делают акцент на воспитании талантов. Почему это важно? Когда они приходят на концерт, то всегда рады среди исполнителей видеть тех людей, которые относятся к той же демографической группе, что и они сами.
Самир сказал, что в Великобритании большинство организаций не получают поддержку государства, поэтому они должны заниматься привлечением благотворительных средств. Их организация в том числе. У фестиваля есть музыкальные партнеры, и те, кто предоставляет площадки для проведения мероприятий. Примерно 250 чел. Поддерживают материально, также поддержка идет от корпоративных спонсоров и попечителей.
Выручка фестиваля в год – 400 000 - 500 000 фунтов.
Аудитория в год – 5000 чел.
Помогают более 50-ти волонтеров.
Гендель воспитывал таланты, он привозил известных итальянских див, но, кроме того, находил талантливых исполнителей и певцов в Англии, помогал им добиваться известности и популярности. Именно поэтому не только музыка Генделя была важна для Лондона, но и вся его деятельность.
«Музыка Генделя в ДНК каждого британца. Я думаю, ему было бы приятно, что сейчас я здесь стою и рассказываю о его жизни и музыке людям из России».
Аудитории, которая посещает концерты классической музыки, нужно показывать композиторов, как настоящих, живых людей. Их интересует человек, который стоит за произведением. Они не хотят просто прийти на концерт и слушать музыку, они хотят понимать более широкий контекст, с которым все это связано.
В рамках каждого Лондонского фестиваля Генделя освещаются какие-то моменты из биографии композитора, о которых широкая публика еще не знает. «Нужно всегда думать о том, какую дополнительную информацию вы можете дать людям в рамках того мероприятия, которое проводите», - отметил Самир. Обязательно прорабатывается тема фестиваля. Она важна для бренда, прессы и составления программы. Для каждого концерта у них очень детальная, подробная программа мероприятий и тщательный подход к выбору площадок (они либо связаны с Генделем, либо примечательны исторически).
В этот же день обсудили тему маркетинга и брендинга. Очень много инвестиций было вложено в развитие сайта фестиваля и бренда. Вся маркетинговая компания обошлась в 15 000 фунтов.
Сотрудники фестиваля обратились в брендинговое агентство с четкой целью - создание нового сайта и логотипа. Агентство сформулировало 3 задачи:
1. Создание убедительного, уникального визуального образа фестиваля.
2. Привлечение новой аудитории на мероприятия. Это должна быть молодежь, люди из разных стран, представляющие более широкие круги населения. Когда речь заходит о брендинге и маркетинге, у молодой аудитории появляется более специфическое восприятие этих вещей и, когда они видят рекламу, которая выглядит новой, свежей, креативной, то автоматически начинают подключаться к процессу. Молодое поколение сфокусировано на визуальном восприятии, поэтому даже шрифт в афишах, программках, баннерах имеет значение.
3. Выход на международную арену.
Кроме того, были сформулированы ключевые слова по отношению к проекту: драма, страсть, эмоции.
Логотип Лондонского фестиваля появился интересно: когда сотрудники агентства слушали музыку Генделя, им хотелось поставить восклицательный знак. Так и появилась идея взять за основу «!». Вглядываясь в этот логотип даже сразу и не заметишь, из чего он образовался. Логотип выполняет сильную функцию и даже сейчас, когда он используется без слов, он привлекает внимание.
На сайте фестиваля Генделя есть отдельная страничка, где размещена информация о самых известных произведениях композитора. Организаторы понимают, что есть гости сайта, которые никогда не приедут на концерт по разным причинам, но смогут обо всем узнать на сайте. Там также есть еще одна важная вкладка, где люди материально поддерживают проект. Очень важно, чтобы те, кто захотел оказать поддержку, могли это сделать максимально простым способом.
В Великобритании есть маркетинговое агентство, которое проводило исследование, какая аудитория предпочитает посещать концерты классической музыки. Как правило, это люди, которых относят к категории АВ. Сюда попадают люди с руководящими должностями, достаточно состоятельные и образованные. Также люди, которые имеют свободные денежные средства, обычно это пенсионеры.
Есть еще одна классификация, ее называют «МОЗАИКА». Она основана на почтовом индексе человека. Зная почтовый индекс, можно более или менее легко предсказать, например, в каком доме живет человек, его жилищные условия, машину, как он проводит свободное время.
Аудитория концертов хочет видеть больше разнообразия в программе, а не одни и те же стандартные концерты музыки Генделя. Для них важен цифровой маркетинг и цифровая доступность. Делается это через социальные сети. Соц. сети открывают возможность для обратной связи через хэштеги и вопросы. Но также Самир подчеркнул: «Важно не то, сколько людей приходят на мероприятия, а то, сколько людей во всем мире знают о том, что вы делаете».
В социальных сетях Лондонского фестиваля Генделя:
E-mail рассылка – 5 000 подписчиков.
Facebook, twitter, instagram – 2 000 подписчиков.
День второй: Финансы и привлечение средств.
Когда речь идет о привлечении средств, важно понимать для чего вам это нужно, какие у вас есть задуманные идеи и проекты, которые вы не можете реализовывать сейчас, пока у вас нет этих денег.
Самир советует всегда задавать себе вопросы, когда вы обращаетесь к спонсорам: «Если бы у меня были деньги, я бы пожертвовал их?», «Что уникального есть в нашей организации, что убедит спонсоров поверить и выделить деньги именно нам, а не какой-то другой организации?»
Важным моментом должна быть мысль о развитии отношений, а не привлечение средств.
Каким образом люди могут передавать денежные средства?
Посредством сайта.
На сайте фестиваля есть кнопка, которую можно нажать и в один клик пожертвовать деньги. Но, как правило, большие суммы таким способом не отправляют.
На практике, это 2-3 встречи за чашкой кофе с директором или с председателем попечительского совета. И только после этих встреч люди приходят к этому решению, что они готовы что-то выделить.
Попробуйте разместить на сайте информацию о своих благотворительных проектах, целях, которые хотите реализовать.
Спонсорская помощь.
В английском языке, когда используется слово спонсор, подразумевается корпоративные спонсоры – компании. И в Великобритании такой вид поддержки сейчас сокращается. Но в России ситуация обратная. Наблюдается подъем корпоративного спонсорства. Наверняка в городе, где находится учреждение культуры найдутся крупные компании, которые могут оказать поддержку, просто потому что они сами живут и относятся к этому сообществу.
Рассылка или публикация обращений.
Этот способ заключается в том, чтобы разместить на сайте информацию о каком-либо проекте, который планируется реализовать.
Во многих музеях мира есть такая практика, когда посетители приходят покупать билет, они видят информацию с просьбой о дополнительном пожертвовании.
Как пример, люди покупают билет онлайн, появляется всплывающее окошко, где их спрашивают, хотели бы вы дополнительно что-то пожертвовать.
Наследство.
Когда человек умирает, он в своем завещании может указать, что он бы хотел оставить определенную сумму учреждению культуры.
Привлечение средств через выпускников.
Этот способ актуален для образовательных учреждений, таких как университеты или школы.
«Donors» - «доноры»
В отличие от спонсоров это физические лица, а не организации, которые жертвуют на благотворительность.
Привлечение средств через организацию мероприятий.
Наверняка у вас есть постоянные посетители, которых вы видите на своих событиях. Вы можете собрать отдельно этих людей и сказать им, что вы их пригласили, чтобы рассказать о ваших будущих планах.
Эффективный менеджмент в отношении ваших спонсоров.
- говорить спасибо своим спонсорам,
- спонсоры должны видеть результат того пожертвования, которое они передали,
- готовьте детальный отчет для спонсоров, включите в письмо положительные цитаты прессы,
- важно помнить о развитии личных отношений с вашими потенциальными спонсорами,
- создавайте базы данных ваших постоянных посетителей.
«Лестница пожертвований»
Сейчас в Великобритании часто говорят о создании так называемой «Лестницы пожертвований», по аналогии с карьерной лестницей.
Она представляет собой структуру, где на самом низком этапе находятся те, кто жертвует разово небольшую сумму, например, когда они покупают билет на вокальный конкурс.
Следующий уровень – друзья с большой буквы. Это те, кто жертвует от 50 до 500 фунтов стерлингов.
Далее – уровень мецената. Как правило, на этом этапе жертвуют суммы от 1 200 до 5 000 фунтов стерлингов.
Самый высокий – крупные пожертвования. В Великобритании это суммы от 5 000 фунтов стерлингов.
Программа работы с меценатами:
Все крупные спонсоры фестиваля Генделя принадлежат к одному из трех кругов: круг меценатов, круг директора или круг председателя.
Принадлежность к определенному кругу определяется той суммой, которую люди жертвуют.
1 200 фунтов стерлингов - круг меценатов
Они получают: приоритетное бронирование и приоритетную процедуру покупки билетов, а также доступ на эксклюзивные музыкальные мероприятия. Их имена включают в списки спонсоров, которым благодарна организация.
В рамках фестиваля проводится одно мероприятие при поддержке круга меценатов. Обязательно приглашаются сами меценаты и публично их благодарят за их помощь и за то, что они сделали это событие возможным.
5 000 фунтов стерлингов - круг директора
Они получают: приоритетное бронирование и приоритетную процедуру покупки билетов, а также доступ на эксклюзивные музыкальные мероприятия. Их имена включают в списки спонсоров, которым благодарна организация. Бронирование билетов на крупные мероприятий, на которые заведомо будут куплены все билеты. Они достанутся исключительно членам этого круга. Также эти люди могут выбирать определенные направления, которые они хотели бы поддержать благодаря своим пожертвованиям. Например, они могут помогать фортепианному или вокальному отделению и др. Ежегодно проводится специальное директорское мероприятие, а также есть одно событие на фестивале, которое анонсируется, как мероприятие, проводящееся при поддержке директорского круга.
10 000 фунтов стерлингов - круг председателя
Они получают: приоритетное бронирование и приоритетную процедуру покупки билетов, а также доступ на эксклюзивные музыкальные мероприятия. Их имена включают в списки спонсоров, которым благодарна организация. Что касается этого круга, то здесь уже организуется какое-либо именное мероприятие. Например, стипендия Самира Саванта. Проход за кулисы. Например, спонсоры могут получить приглашение на репетиции или встречу с дирижером.
Также организаторы фестиваля разработали календарь событий, который совпадает с календарем их концертов. Это могут быть встречи с директором или председателем в антракте или после мероприятия.
Уникальное торговое предложение. (USP)
Самир рассказал о трёх мероприятиях, которые делают уникальными фестиваль Генделя в Лондоне, это то, что отличает их от других фестивалей, на которых исполняется музыка барокко.
Эти события перекликаются с задачами, которые перед собой ставит организация: знакомство с гением Генделя, воспитание талантов и привлечение более широкой аудитории.
Вокальный конкурс
Мероприятие направлено на поиск талантов.
Конкурсу 19 лет. В этом сезоне было рекордное количество номеров – 170 выступлений из 25 стран.
Для того чтобы принять участие в этом конкурсе, участники должны предоставить две рекомендации от преподавателей по вокалу.
Полуфинал и финал мероприятия пользуются большой популярностью у зрителей, потому что им нравится ощущение того, что они присутствуют при рождении новых талантов, что они видят звезд будущего. У зрителей есть возможность голосовать и выбирать понравившегося исполнителя. Ему или ей вручается приз зрительских симпатий.
Музыкальный проект «Приходи и пой!»
На это мероприятие собираются люди, которые никогда раньше не пели вместе. Участники заранее знают, что будет исполняться. Например, это может быть известное произведение из репертуара Генделя, которое они исполняли в составе какого-то другого хора. Курирует событие Лоренс Каммингс – дирижер оркестра, эксперт по музыке барокко. Вместе они репетируют на протяжении 6 часов, затем устраивается перерыв, а после проходит концерт для друзей и родственников.
Все эти люди любители, но у них есть опыт выступления в хоре. В Великобритании это очень распространенное хобби, многие люди поют в том или ином хоре.
Участие в событии – платное.
Уникальная черта этого мероприятия связана с тем, что все действо проходит в церкви Святого Георгия – церковь Генделя, и ни одна другая музыкальная организация этого не делает.
Музыкальный проект «Тайный Гендель»
Цель проекта - рассказать о менее известных произведениях Генделя. «Я ставил задачу попробовать что-то странное, неожиданное, нетрадиционное. Это было связано с необходимостью привлечения более широкой публики на мероприятия», - поделился Самир.
В этом проекте был задействован Грегори Батслер – хоровой дирижер, он дирижирует своим собственным ансамблем, который называется «Festival voices». Они исполняют не только музыку барокко, но и много работают с ди-джеями и с теми, кто исполняет электронную музыку. Вместе с ансамблем был реализован проект «Handel Re-Mixed». 90% аудитории на этом мероприятии были люди до 30 лет и практически всех организаторы пригласили через соц.сети. Частично это стало возможным благодаря тому, что у самого ансамбля «Festival voices» много подписчиков и тому, что мероприятие проводилось в популярном музыкальном клубе.
Секрет привлечения молодой аудитории заключается в том, чтобы давать им то, чего они хотят, но при этом смешивать с тем, о чем вы много знаете. Важно представлять себя на месте той аудитории, которая слышит эту музыку впервые.