3 (15) февраля 1884 года, 135 лет назад, в Москве на сцене Большого театра состоялось первое представление оперы П.И.Чайковского «Мазепа».
Летом 1881 года во время отдыха в доме сестры Александры Ильиничны Давыдовой, на Украине, в любимой Каменке, Чайковский набросал план оперы на сюжет пушкинской поэмы «Полтава» (1828)
В основу «Мазепы» Чайковского было положено либретто В. П. Буренина, первоначально предназначавшееся для петербургского композитора К. Ю. Давыдова, работавшего в середине 70-х годов над оперой на сюжет пушкинской «Полтавы». Но Давыдов отказался от своего замысла, уступив сюжет «Мазепы» Чайковскому. Композитор охотно присылает ему своё либретто при письме, в котором пишет: «Сам я давно благоразумно отказался от мысли писать оперу и рад, что сюжет, которым когда-то увлекался, находится теперь в руках такого гениального художника, как ты»
Творческий процесс создания новой оперы протекал с большими перерывами. Во время работы над оперой у композитора было много колебаний, разочарований.
Вспоминая о своей работе над «Мазепой», Чайковский отмечал, что ни одно большое сочинение не давалось ему с таким трудом.
Партитура оперы, над которой Чайковский работал более двух лет, была готова в апреле 1883 года.
Композитор был удивлён, когда по поводу «Мазепы» ему «на этот раз… вовсе не пришлось не только хлопотать, но хотя бы представлять свою оперу для постановки в дирекцию театров. «Дирекция, — пишет Чайковский, — сама сделала авансы, и даже случилось так, что московская дирекция с петербургской пререкаются в своём желании взять первую постановку. Я предпочёл начать на сей раз с Москвы, во-первых, потому, что теперь состав здешней оперы нисколько не хуже петербургского, а во-вторых, потому, что хочется отдалить надобность долгого пребывания в Петербурге».
«Вчера в дирекции театров, — писал П. И. Чайковский, — назначено было совещание по вопросу о постановке «Мазепы», на которое и я был приглашен… Меня приятно удивляет, но вместе с тем приводит в недоумение то усердие, старание, почти энтузиазм, с которым весь этот театральный мир относится к моей новой опере. Прежде, бывало, мне приходилось хлопотать, просить, делать несноснейшие визиты к театральным тузам, дабы опера была принята и поставлена.
Теперь, без всякого с моей стороны аванса, обе дирекции — и петербургская и московская — с каким-то непостижимым рвением хватаются за мою оперу».
Первые спектакли «Мазепы» состоялись в Москве в Большом театре 3 (15) февраля 1884 года и в Петербурге в Мариинском театре 7 (19) февраля того же года.
По мнению М.И.Чайковского, присутствовавшего в тот вечер, 3 февраля, на спектакле, несмотря на единодушно сочувственное настроение публики, переполнившей зал, выразившееся в овациях как композитору, так и исполнителям, у Петра Ильича создалось впечатление, что «вызовы и аплодисменты относились лично к нему и к некоторым любимцам - исполнителям, а не к опере».
О впечатлениях от самого спектакля у Чайковского мы имеем самые краткие замечания в нескольких письмах. В одном из них: «Мазепа» имел успех в том смысле, что и артистам и мне было сделано много оваций». «Не могу ещё спокойно говорить обо всём этом. Из исполнителей я особенно доволен Павловской. Это необычайно даровитая и умная артистка». А самой артистке на другой день после первого представления пишет: «Дорогая, чудная Эмилия Карловна. Я доведён испытанными волнениями до такого рода состояния, что решился сегодня же уехать за границу и искать отдыха в дальнем путешествии. Спасибо вам, несравненная Мария, за неописано - чудное исполнение роли. Дай бог вам всякого счастия и успеха. Никогда не забуду глубоких впечатлений, доставленных вашим дивным талантом».
На петербургскую постановку, состоявшуюся через четыре дня после московской (7 февраля), Чайковский, ввиду сильного нервного потрясения, не поехал; 4 февраля он отправился из Москвы за границу.