Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Новости
Портрет матери П.И. Чайковского – А.А. Ассиер (Чайковской)
Дата публикации 13 апреля 2022
13 апреля

Акварельный портрет матушки композитора - Александры Андреевны Ассиер (в замужестве - Чайковской) – это копия, выполненная художником П.И. Страховым с оригинала, хранящегося в Государственном доме-музее П.И. Чайковского в Клину.

Живописец Страхов Петр Иванович родился в 1921 году в г. Ленинграде. В 1946 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. С 1947 года он - участник художественных выставок. Картины художника находятся в частных коллекциях в России и за рубежом: Германии, Франции, Италии.

На миниатюрном портрете изображена молодая женщина с тёмно-русыми волосами, уложенными в высокую причёску с поперечным пробором. Этот пробор проходил по голове женщины от уха до уха. Волосы на передней части головы разделяли тоже прямым или косым пробором, но перпендикулярно первому и завивали в локоны. Локоны спускали на лоб и щеки. Сзади длинные пряди волос поднимали наверх, зачесывали, заплетали в косу или укладывали на темени в сложные сооружения в виде высокого банта из волос. Такое сооружение называли "узел Аполлона". 

Особого внимания заслуживает и наряд юной Александры. Её платье сшито в модном в начале XIX стиле «ампир». Само название стиля произошло от французского слова «империя». Ампир отличался простотой и лаконичностью: лёгкие ткани, завышенная талия, лента под линией груди, глубокое декольте, рукав-фонарик и длина в пол. На портрете Александра Андреевна изображена в красном платье с большими рукавами-буфами белого цвета.

Александра Ассиер родилась в Санкт-Петербурге, в семье таможенного чиновника Андрея Михайловича Ассиера (Мишеля Асье) и дочери петербургского священника Екатерины Михайловны (в девичестве – Поповой). Дедушка Александры по отцовской линии - Мишель-Виктор Асье был французским скульптором, известным своими работами в пластике фарфоровой скульптуры.

Александра Андреевна рано потеряла мать. Её отец в скором времени привел в дом мачеху, а детей от первого брака определил в различные учебные заведения. Александру отдали в Училище женских сирот (впоследствии - Патриотический институт), где она получила блестящее по тем временам образование. Главной целью обучения в Училище Женских сирот было воспитание честных добродетельных жён и преданных матерей как первых воспитательниц детей. Помимо общеобразовательных предметов, в институте, девочек обучали музыке, пению, рисованию, танцам, хорошим манерам, бухгалтерии и делопроизводству. Как будущих жён и матерей их учили рукоделию, кулинарному искусству, сервировке стола, уходу за младенцами, гигиеническим навыкам, оказанию первой медицинской помощи. Большое значение в институте придавали нравственному воспитанию девочек, особому уважительному отношению к отцу и матери, членам своей семьи и ко всем людям.

Даже живя в Воткинске, вдали от столиц, Александра Андреевна не переставала интересоваться литературой и искусством, выписывала французские журналы и составила по тем временам хорошую личную библиотеку.

 

 

Елена Елькина, хранитель музейных предметов Музея-усадьбы П.И. Чайковского

Подписка на новости

Подписаться