Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Новости
ОТКРЫТЫЕ ФОНДЫ
Дата публикации 22 февраля 2024

Магические стёклышки

 

Даже самые простенькие очки – могучее приспособление, увеличивающее способность нашего мозга к восприятию верной оценки действий.

В начале этого года в фонды музея поступило пенсне, использовавшееся как реквизит в съёмках фильма «Чайковский. Русский гений».

Пенсне - это стиль популярных в конце XIX - начале XX веков очков, которые поддерживаются без наушников путем защемления переносицы. Название происходит от французского pincer, «ущипнуть», и nez, «нос». Впервые пенсне начали использовать для коррекции зрения в XVI веке. Первые модели пенсне имели исключительно круглую оправу, которая крепилась на пружине, сделанной из меди или железа. Однако такая пружина травмировала кожу, поэтому под нее со временем начали делать специальные прокладки из кожи. Повсеместное распространение пенсне началось с XVII века.

Пенсне данной конструкции появилось в 50-х годах XIX в. И получило широкое распространение. Сохраняя внешнее сходство со старинными очками без дужек, оно держалось на носу с помощью удобных пружинных наносников, надёжно «седлавших» переносицу. Линзы с прозрачными стёклами, овальной формы, вставлены в металлическую оправу серебристого металла. Мост жесткий, с пружиной. К оправе пенсне приделано небольшое колечко для возможности брать прибор руками. Через данное колечко к пенсне прикрепляли цепочку или шнурок. Цепочка могла использоваться для крепления пенсне за ухом, а шнурок мог быть приколот к одежде, чтобы пенсне, сорвавшееся с переносицы, не падало на пол. Шнурок также мог использоваться как элегантный аксессуар одежды. Пенсне одевалось на нос путем растягивания пружины в разные стороны за шарики, расположенные в верхней части оправы по краям.

Особенности конструкции придавали возможности использования пенсне в качестве средства коммуникации. Примечательно, что с помощью пенсне носящий его человек мог выразить свое отношение к происходящим событиям. Умышленный сброс пенсне с переносицы означал крайнее недовольство носящего его человека.

Пенсне пользовались одинаковой популярностью как у мужчин, так и у женщин, и являлись символом интеллигентности их носителя. Петр Ильич обожал ладные, красивые детали, работал и позировал фотографам в серебряных пенсне русской и европейской работы.

Свою популярность оно утратило лишь в 20-30-х гг ХХ в., после того как врачи забили тревогу по поводу вреда, причиняемого кровообращению тугим зажимом.

 

Е.А. Елькина, хранитель музейных предметов музея-усадьбы П.И. Чайковского

Всегда рады ответить на ваши вопросы

8 (34145) 5-17-57

Подписаться
Яндекс.Метрика

Кассы: вторник - воскресенье, 9:00-17:00

Музей: вторник - воскресенье, 9:00-17:30, четверг - 9:00-20:00 (последний четверг месяца – санитарный день)

Администрация: понедельник - пятница, 8:00-16:30

Подписка на новости

Подписаться