В XIX веке российское правительство не раз издавало постановления, запрещавшие употребление поддужных колокольчиков частным лицам. Никакого самодурства в этом не было: заслышав звон, работники почтовых станций принимались готовить лошадей для смены, но вдруг оказывалось, что едет не почтовая тройка, а ухарь-купец или помещик. Такой путаницей были особенно недовольны курьеры и фельдъегери, - им закладывали лошадей спешно и вне очереди. Однако страсть к езде на тройке со звоном была столь велика, а привычка к такой езде настолько укоренилась, что частные владельцы и наниматели троек научились обходить правительственные запреты. Обход запрета русские нашли довольно быстро. Один колокольчик заменила целая россыпь бубенцов, которые целыми гирляндами крепились к кожаным ошейникам (арканам). Ошейник представлял из себя повязку вокруг шеи лошади в виде поясного ремня, который застёгивался сверху.
Бубенцы пришли из глубокой древности. Археологи обнаружили их, наряду с колокольчиками, в быту древних египтян, индейцев, скифов. Возраст бубенцов – почти шесть тысяч лет. Их прикрепляли к одежде, к конской упряжи, к домашней живности, к музыкальным инструментам, к игрушкам, к кафтанам и колпакам скоморохов. Упряжные бубенцы изготовляли в основном из бронзы или латуни, но по особому заказу к сплаву меди и олова могли добавить серебро. В северных губерниях применялись и крупные железные бубенцы-"воркуны", - их привязывали к последним саням зимнего обоза. Бубенец – это колокольчик шарообразной формы, внутри которого помещалась дробина. В шарике делались две прорези крест-накрест, чтобы звук был громче. Бубенец выгодно отличается от колокольчика тем, что он звучит в любом положении, а колокольчик должен свободно висеть язычком вниз. Устройство бубенца в виде глухого полого шара не позволяло, в отличие от раскрытого колокольчика, извлекать сильный звук. Поэтому на бубенцы запреты не распространялись, и их можно было подвешивать в неограниченном количестве. Количество бубенцов было нечетным - семь, девять или одиннадцать. Самый крупный бубенец размещался в средней части ошейника, то есть непосредственно под шеей лошади. Выше него симметрично располагались два одинаковых бубенца меньшего размера, затем пара ещё меньших, и так далее. Иногда вместо центрального бубенца мог крепиться подшейный (скотоводческий) или же так называемый сибирский (ступенчатой формы) колокольчик. Бубенцы разных типов различались по номерам, но только в обратном порядке в сравнении с колокольчиками: больше размер – больше номер. Они имели разные размеры и по тонам подбирались в лад - "ямщицкую гармонь". В фондах музея-усадьбы П.И. Чайковского хранится подобный Ошейник с 11 бубенцами конца XIX в. - начала ХХ в. Судя по клейму на одном из бубенцов: «ЗАВ. Е.С. КЛЮИКОВА С ПУРЕХЪ НИЖ.ГУБ» он был изготовлен в селе Пурех Нижегородской губернии.