26 ноября православная церковь отмечает день памяти великого святителя и учителя церкви Иоанна, архиепископа Константинопольского, названного за редкий дар слова Златоустом.
Пётр Ильич Чайковский был первым из русских композиторов, кто написал музыку Литургии по чину святителя Иоанна Златоуста как единое и целостное произведение.
Причины, побудившие Чайковского обратиться к церковно-певческому жанру, были различными. Ему хотелось попробовать свои силы в новом для него виде творчества. В переписке с фон Мекк, Чайковский, находя общее в их взглядах: «Мы одинаково с вами плывем по безбрежному морю скептицизма», - говорит также о «величайшем счастье верить, верить разумно, сумевши примирить все недоразумения и противоречия, внушаемые критическим процессом ума». В очередном письме композитор писал: «Я совсем иначе отношусь к церкви, чем вы. Для меня она сохранила очень много поэтической прелести. Я очень часто бываю у обедни; литургия Иоанна Златоустого есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений».
Осенью 1877 года с тяжелейшим нервным расстройством, вызванным неудачным во всех отношениях браком, Чайковский уехал для лечения за границу. Необходимые средства для этого ему предоставила Надежда Филаретовна фон Мекк, вдова железнодорожного магната, в дальнейшем много лет поддерживавшая композитора. В числе других произведений, написанных в основном за границей или в одном из имений фон Мекк, где композитору была предоставлена возможность жить в отсутствие хозяев, — и Литургия Иоанна Златоуста.
В одном писем того времени, адресованному издателю композитора Юргенсону, мы находим просьбу отыскать «полный текст литургии». В данном действии скрывается желание композитора создать не концертное духовное сочинение, а настоящую церковную музыку по строгим канонам.
Сочинение Литургии шло быстро – работа была совершена в четыре месяца 1878 года. Премьера состоялась в одной из Киевских церквей в 1879 году, вслед за этим последовали исполнения в 1880 году в одном из московских храмов и закрытом концерте духовной музыки Московской консерватории.
Важно отметить, что традиции того времени не предполагали исполнение духовных сочинений на открытых музыкальных встречах, то есть проводимых для публики по купленным билетам. Однако в конце 1880 года Литургия была исполнена на открытом концерте Русского музыкального общества, став первым в России духовным сочинением, прозвучавшим на публичном концерте.