Развитие печатного дела, растущий спрос на художественную и научно-популярную литературу с середины XIX века послужил причиной бурного развития издательского дела в России. Крупным петербургским издателем и книгопродавцем второй половины XIX в. был Маврикий Осипович Вольф (1825-1883), который основал первое универсальное издательство, одно из крупнейших в России. Современники называли Вольфа «первым русским книжным миллионером».
Начиная своё издательское дело, Вольф мечтал «распространить как можно больше книг, покрыть страну огромною массою книг». Его мечта сбылась. Он сыграл большую роль как издатель русских книг, а изданные им в большом количестве переводы иностранной научной литературы принесли определенную пользу. Писатель Н.С. Лесков, знавший Вольфа лично, говорил: «Маврикий – единственный царь русской книги, его армия разбросана от Якутска до Варшавы, от Риги до Ташкента, в его руках судьба литературы».
Книги издательства Вольфа бережно хранятся в фондах музея-усадьбы П.И. Чайковского. И среди них один том уникального издания «Живописная Россия».
В конце 1870-х годов М.О. Вольф приступил к выпуску многотомного издания «Живописная Россия» - монументальное творение множества авторов, художников, фотографов, типографов, которые принимали участие в его создании. Полиграфически роскошно оформленное издание составило 20 книг и было завершено в 1900-х гг. Хотя уже после выхода первых томов было видно, что расходы по изданию не окупятся, Вольф решил во что бы то ни стало довести его до конца. Но закончить «Живописную Россию» удалось лишь после его смерти.
В редактировании «Живописной России» приняли участие выдающиеся деятели науки и искусства — П. П. Семенов-Тян-Шанский, Г. Н. Потанин, Н. И. Костомаров, В. И. Немирович-Данченко. Издание стало своего рода и научным трудом, и бесценным описанием России конца 19 века.
В предисловии к изданию, Вольф писал: «Живописная Россия» не есть только крупное предприятие издателя, обладающего большими средствами, а дорогое детище, с которым мы сжились, с которым привыкли носиться и нянчиться, не жалея на него ни забот, ни трудов. Скажем более — мы сблизились с ним настолько, что привыкли видеть в этом труде памятник, который думаешь по себе оставить России».
Сразу после завершения издания «Живописная Россия» уже считалась библиографической редкостью. Дело в том, что ее нельзя было купить целиком, в полном виде: во время пожара на книжных складах товарищества Вольф сгорел почти весь запас готовых уже томов и листов, а печатание заново всех сгоревших томов не представлялось возможным из-за дороговизны издания.
Хранитель коллекции «Редкая книга» Е.В. Долганова.