Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный

8(963) 028-27-11

Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Новости
Коллекция колокольчиков
Дата публикации 24 сентября 2019
24 сентября

Колокольчик - одни из символов русской культуры. На Руси каждый день утром и вечером, с рождения и до смерти русский человек слышал колокольный звон, но колокола звенели не только в соборах и церквях. Много событий на Руси тесно связаны с колокольчиками и бубенцами, с колокольным звоном. Настольный колокольчик оставался неотъемлемой деталью убранства русского жилого интерьера на протяжении всего XIX в., вплоть до появления электрического звонка. Чаще всего колокольчики изготавливали из бронзы - металла, поддающегося изящной обработке при относительной дешевизне, из которого к тому же можно было извлечь необходимую для этого рода предметов звонкость. Колокольчик являлся не только инструментом для вызова прислуги. Стоявший на письменном рабочем столе в кабинете должностного лица или на туалете великосветской дамы, он представлялся вещицей, украшающей повседневный быт владельца. Его часто подбирали в соответствии со стилевым решением окружающих предметов - кабинетной бронзой, письменным прибором (иногда колокольчик входил в комплект с чернильницей), канделябрами, мебелью. Настольные колокольчики часто делали в виде фигурок, особенно женских, с широкой юбкой, напоминающей колокол по форме. В богатых домах колокольчики для вызова слуг были в каждой комнате - обеденные, будуарные, для спальни. На протяжении около полутора столетий, с конца XVIII до начала XX в., поддужные колокольчики, использовались главным образом в почтовых и курьерских тройках, подвешивались под дугой коренника. Ямщик, тройка, колокольчик, бубенчик - все это в основном атрибуты Прежде всего надо указать на роль колокольчика как сигнального средства. До его появления долгое время ямщики, приближавшиеся к почтовой станции, предупреждали о своем прибытии залихватским громким свистом. Но сложившиеся веками в русском сознании традиции и обычаи соотносили свист прежде всего с разбойными людьми. Исправить положение со свойственной ему решительностью взялся Петр Первый. При приближении к почтовой станции ямщикам надлежало использовать медный европейский рожок. Однако ямщики массово игнорировали царское нововведение, за что их били батогами. Медный рожок был совершенно непригоден в зимнее время. Почтовый рожок сохранился, но всего лишь как символ. Колокольчик же быстро полюбился ямщикам и с успехом исполнял роль почтового рожка. Колокольчик, подвешенный под дугой почтовой или курьерской тройки, стали называть поддужным или почтовым (ямским). Почтовые тройки использовались для перевозки не только почты, но и пассажиров, а также для катания в праздники. Особый интерес представляют надписи, которые наносились на поддужных колокольчиках. Эти тексты рассказывают о мастере, месте и дате изготовления, памятной причине выпуска изделия, благодаря которым мы теперь знаем имена этих народных умельцев. На колокольчиках как украшение широко применяли орнаменты, кресты, круги, жемчужная нить, сетка, а также звезды; встречались и орлы, среди которых преобладали одноглавые. Примерно с середины XIX века на шеи всех трех лошадей стали надевать ошейники с укрепленными на них гирляндами бубенцов. Одним из древнейших типов колоколов являются пастушьи колокольчики. С древности, их делали не литыми, а кованными из железа. Во многих странах мира именно кованое железо считалось способным противостоять любой магии. На Руси такие колокольчики назывались боталами или клепалами, так как изделие склепывали (сшивали) по бокам заклепками. В конце XIX - начале XX веков появляются литые ботала, чуть сплюснутые, конической формы, однако они не получили большого распространения. У ботала глухой, неяркий голос, и сделано это сознательно. Замечено, что волки, медведи и прочие звери, способные причинить вред скоту, боятся глухого, неприятного звука ботала и не реагируют на звонкие, мелодичные голоса сувенирных колокольчиков. Кроме того, пастуший колокольчик исполняет и сигнальную функцию, помогая найти заблудившееся животное. Старинные колокольчики и бубенцы давно утратили свое функциональное назначение и превратились в произведения декоративно-прикладного искусства и предметы коллекционирования. Но по-прежнему волнует душу их мелодичный звон, словно напоминая о дальних дорогах. По данным сверки в коллекции колокольчиков Музея-усадьбы П.И. Чайковского на 2019 год находится всего 23 единиц хранения, из них 10 колокольчиков поддужных, 5 колокольчиков настольных, 4 колокольчика подшейных и 4 ботала. Большинство колокольчиков поступило в фонды музея от частных лиц г. Воткинска и г. Ижеска. Среди экспонатов музея наиболее интересными являются: Настольные колокольчики, переданные на постоянное хранение в фонды Музея – усадьбы П.И. Чайковского из Государственного Эрмитажа в 1968 году. Поддужные колокольчики с надписями: "По заказу зав. гора Спир. Клюикова въ с.Пурихъ Нижег. губер"; "БРАТЬЯ ГОММУЛИНЫ ВЪ ПАВЛОВЕ 1877". Колокольчики активно используются музейщиками в работе с детьми на мероприятиях и тематических экскурсиях при ознакомлении детей с народной культурой. 

Подписка на новости

Подписаться