В 2018 году исполняется 170 лет с момента строительства первого железного парохода «Астрабад», производства Воткинского завода! Несомненно, заслуга в этом принадлежит Илье Петровичу Чайковскому.
С именем Ильи Петровича, отца великого композитора, связана одна из самых ярких страниц в истории Воткинского завода. Именно при Илье Петровиче в 30-е-40-е годы ХIХ века на Воткинском заводе зарождается машиностроение, причём весьма сложное по тем временам. Он же берётся за исполнение предложения В.А. Глинки «главного начальника горных заводов хребта Уральского» строить на Камско-Воткинском заводе железные пароходы: «Для исполнения оного нет ничего невозможного». В 1845 году шесть специалистов завода были направлены в заграничную командировку для освоения опыта строительства зарубежных корабелов: в Англию, Бельгию, Пруссию. Осенью 1846 года Илья Петрович лично ездил в Петербург для решения вопросов строительства судов, осматривал столичные судоверфи. В том же году на Воткинском заводе была построена судоверфь для производства пароходов.
Осенью 1847 года началась закладка первого железного судна в Воткинске. Это факт стал крупным событием не только для Воткинского завода, но и для всего Урала. «Вятские губернские ведомости» писали: «Дело железных пароходов в настоящем только году введено на Воткинском заводе в виде опыта. Первый пароход, заложенный ныне, назначен для астраханского порта вместо бывшего там под тем же названием деревянного, пришедшего уже в ветхость.
Если первый опыт оправдает ожидания Правительства, железные пароходы будут приготовляться в Воткинском заводе для балтийского порта…»
Уже весной 1848 года по большой воде по Вотке и Сиве на Каму с помощью рабочих-бурлаков был спущен первый пароход, производства Воткинского завода, «Астрабад» мощностью в 80 лошадиных сил. Жители посёлка были изумлены величием судна, движущегося по реке, многие не верили, что железный корабль сможет плыть по воде. Одним из первых пассажиров парохода «Астрабад» стал 8-летний Пётр Чайковский – сын горного начальника Камско-Воткинского завода. Летом того же года он писал родственникам в Омск о своих впечатлениях от первой водной прогулки: «В тот день был бал и прогулка на пароходе, построенном здесь…Эта прогулка была в Усть-Речку на Каме… Пароход с виду очень красив, на нём три каюты с окнами, но он идет очень медленно - в час две версты…». Тихоходность парохода объяснялась довольно просто – екатеринбургская паровая машина на пароходе ещё не была окончательно установлена и опробована. «Астрабад» был не только первым «детищем» Воткинского завода, но и первым железным пароходом отечественного производства в Каспийском море.
Как же сплавляли пароходы по Вотке в Каму? В конце заводской территории река Вотка была перекрыта перемычкой, в которой был сделан шлюз для прохода судов. Весной в половодье шлюз закрывался, и стапель (сооружение для постройки или ремонта судна и его спуска на воду) наполнялся водой. Построенные судна всплывали, и через шлюз их выводили в Вотку, далее в Сиву до Камы. В Усть-Речке и в Галёво пароходы по необходимости достраивались и испытывались.
Заложенное Ильей Петровичем, судостроение на Воткинском заводе продолжалось почти 80 лет: за это время здесь было построено более 400 судов различного типа: пассажирские и буксирные пароходы, баржи, баркасы, морские и нефтеналивные шхуны, шаланды и многое другое.
Более 100 лет пароходы, построенные на Воткинском заводе, плавали по морям и рекам России от Балтики до Тихого океана.
Подготовила:
Научный сотрудник отдела
научного комплектования, учёта и хранения фондов
Стрелкова О.А.