Модест Петрович Мусоргский (21.03.1839 г., с. Карево, Псковская губерния- 28.03. 1881 г., Санкт-Петербург)- русский композитор, член «Могучей кучки», воспевавший российскую историю, национальную самобытность и красоту русских традиций и культуры.й
Модест Петрович Мусоргский родился 21 марта 1839 года в селе Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в Тверской области) в дворянской семье.
В течение первых десяти лет Модест воспитывался дома, для чего мальчику и его старшему брату были наняты гувернёры. Мать с детства обучала его музыке. Впечатления детства, проведенного в деревне, определили направление и характер его творчества.
В десятилетнем возрасте Мусоргские переезжают в Петербург, где Модеста отдают в гимназию Св. Петра. Однако, не закончив учебное заведение, мальчик в 1859 поступает в Гвардейскую школу прапорщиков. В этом военном училище юный Мусоргский всерьёз увлекается музыкой. Именно ей и собирался он посвятить всю свою будущую жизнь.
У Модеста Петровича был красивый голос, и его баритон можно было услышать на частных вечерах во многих аристократических домах Петербурга.
Модест Петрович Мусоргский получил великолепное образование, свободно говорил на французском, немецком, английском языках, латыни и греческом
Первое музыкальное произведение Мусоргский написал в возрасте 13 лет. Это была полька для фортепиано под названием «Подпрапорщик». В 17 лет написанное им скерцо было исполнено с большой сцены – его исполнил оркестр А.Г.Рубинштейна в столичном театре.
После окончания военного училища, Модест Петрович зачисляется в гвардейский Преображенский полк. Одновременно берёт уроки фортепианной игры у пианиста А. А. Герке. Тогда же он познакомился с А С. Даргомыжским и М. А. Балакиревым, с помощью которого изучил теорию музыки и композиции. Вскоре Мусоргский становится постоянным участником собраний музыкальной группы «Могучая кучка».
В 1858 г. он выходит в отставку в чине прапорщика, чтобы уже всецело посвятить себя музыке.
С 1860-х годов Мусоргский пробует писать большие музыкальные формы – оперы и концерты. Первой подобной пробой стала трагедия «Эдип» древнегреческого драматурга Софокла. Но это произведение оказалось не оконченным, и отрывки из него увидели свет только после смерти композитора. Также, к сожалению, не заканчивает Мусоргский и оперы по роману Флобера «Саламбо» и на сюжет «Женитьбы» Гоголя.
Материалы к этим неосуществлённым замыслам композитор позднее использовал в других своих сочинениях.
Первым же успешным большим замыслом стала опера по трагедии Пушкина «Борис Годунов». Однако, в 1870 г. комитет Императорских театров отказал этой опере в выходе на сцену, никак не объяснив своё решение. Впервые она вышла на подмостках через четыре года после написания, в столичном Мариинском театре.
Опера имела большой успех у публики и благосклонные отзывы у критиков. Далее были другие известные произведения, с помощью которых Мусоргский вошёл в плеяду признанных мастеров-композиторов: «Хованщина», «Сорочинская ярмарка» и т.д.
Помимо оперных произведений, Модест Петрович сочинил немало и других: «Ночь на лысой горе», «Песни и пляски смерти» и многую другую фортепианную и хоровую музыку.
В 1870-е годы композиторский союз «Могучая кучка» начинает постепенно разваливаться. Модест Петрович очень болезненно относится к распаду объединения, считая это малодушием со стороны остальных его членов, предательством русской национальной идеи в музыке.
В эти годы происходит идеологический раскол между Мусоргским и бывшими его друзьями – Балакиревым, Римским-Корсаковым. В результате, последние годы великого маэстро были отмечены пристрастием к спиртным напиткам.
В 1881 году он скончался в госпитале от последствий алкогольной зависимости. Похоронен в Александро-Невской лавре.