11 марта 1818 года родился Мариус Петипа, артист и хореограф, стоявший у истоков зарождения современного российского балета. Благодаря ему русский балет считался самым лучшим в мире.
Мариус Иванович Петипа (фр. Marius Petipa) родился во французском городе Марселе 11 марта 1818 года. Его отец Жан-Антуан Петипа был артистом балета. Мариус начал учиться у него балетному искусству, а также брал уроки у Огюста Вестриса.
Уже в детстве Мариус вышел на сцену в балетах, поставленных отцом. Повзрослев, он продолжал работать с отцом, выступал с гастролями во Франции, в США, в Испании.
В 1847 году Мариуса пригласили в Россию, где в октябре 1847 года он станцевал партию Люсьена в балете Ж.Мазилье «Пахита». Впоследствии Мариус продолжал исполнять ведущие роли: в балете Ж.Мазилье «Сатанилла», балетах Ж.Перро «Эсмеральда», «Фауст», «Корсар» на сцене Большого театра в Санкт-Петербурге.
В 1862 г. Петипа назначен штатным балетмейстером Большого театра, в 1869 занимает пост главного балетмейстера петербургской балетной труппы. Вершина его творчества приходится на конец XIX в. В этот период он поставил балеты, которые вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры: «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П.И. Чайковского, «Дон Кихот» и «Баядерка» Л. Минкуса, «Раймонда» А. Глазунова и многие другие. Но именно встреча с Чайковским обозначила новый этап в его творческой жизни – с этим композитором Петипа вступил в «полосу шедевров».
Творческий союз Чайковского и Петипа возник еще во время постановки «Спящей красавицы» — балета-феерии, ставшего выдающимся событием не только в театральной жизни Петербурга, но и в творческой биографии его создателей, а вместе с тем одной из самых помпезных и дорогих балетных премьер Мариинского театра. Премьера 3 января 1890 года с участием знаменитой итальянской балерины Карлотты Брианца стала триумфом, открытием нового этапа в истории развития русского хореографического искусства и настоящим переворотом в области балетной музыки.
«Лебединое озеро» — балет, написанный по заказу дирекции Большого театра, впервые появился в Петербурге уже после смерти Чайковского. В память о композиторе, по инициативе Петипа, осуществившего совместно с Ивановым подробный план переработки первой, московской редакции балета, он был показан здесь 15 января 1895 года. На Мариинской сцене он получил новую жизнь, войдя в число самых блистательных постановок Чайковского в Петербурге.
В 1894 году балетмейстер получил российское подданство. В 1907 году по настоянию врачей Мариус Петипа уехал в Крым, в Гурзуф. Скончался 14 июля 1910 года в возрасте 92 лет. После смерти тело балетмейстера было перевезено в Санкт-Петербург на Волковское лютеранское кладбище. В 1948 году его прах был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Постановки хореографа вошли в фонд русской и мировой классики, среди них "Спящая красавица", "Лебединое озеро" и "Щелкунчик" Петра Ильича Чайковского. По словам критиков, вторая половина XIX века в истории русского балета по праву считается "эпохой Петипа".