19 января 1887 года, 132 года назад, состоялось первое представление оперы П.И.Чайковского «Черевички» в Москве на сцене Большого театра.
История создания оперы «Черевички» была весьма сложной.
В 1870 году дирекция Петербургского русского музыкального общества заказала А. Н. Серову оперу на сюжет «Ночи перед рождеством» Гоголя. Ввиду внезапной смерти композитора (1871) был объявлен конкурс имени Серова на сочинение названной оперы на либретто известного поэта Я. П. Полонского (1819—1898). Чайковский принял в конкурсе участие. Опера под названием «Кузнец Вакула» писалась с увлечением и через три месяца была закончена. В 1874 году жюри в составе крупнейших композиторов и авторитетных музыкантов — Н. А. Римского-Корсакова, Э. Ф. Направника, А. Г. Рубинштейна единогласно решило присудить Чайковскому сразу две премии — первую и вторую. Поставленная на сцене петербургского Мариинского театра 24 ноября (6 декабря) 1876 года, опера была тепло принята публикой. Однако требовательный к себе композитор спустя десять лет переработал ее и переименовал в «Черевички».
Над новой редакцией оперы, П.И.Чайковский работал с февраля 1885 года в имении Майданово недалеко от Клина. Опера была принята к постановке в Большом театре, но возникли неожиданные сложности: дирижёр И.К.Альтани, который начал работать над оперой, заболел, что грозило срывом спектакля. И вот тогда П.И.Чайковский предложил в качестве дирижёра себя.
Премьера оперы «Черевички» (в переводе с украинского «черевички» — «туфельки») состоялась 19 января 1887 года на сцене Большого театра. Если «Кузнеца Вакулу» зрители в своё время приняли холодно, то спектакль, которым дирижировал сам автор, прошёл с успехом.
Необычный подарок получил композитор по случаю премьеры оперы «Черевички» от Надежды Филаретовны фон Мекк: помещённые в бархатный футляр изящные серебряные туфельки, на которых были выгравированы мелодии из оперы. К подарку прилагалась краткая записочка: «Угадала ли?»
Несмотря на большой успех премьеры, «Черевички» выдержали только семь представлений (считая два спектакля 1888 г.) и были сняты «за отсутствием сборов». Критика не смогла в полной мере оценить достоинств сочинения. При жизни композитора она больше не исполнялась, и новая постановка была осуществлена лишь в 1902 г. на сцене Московской частной оперы. Спектакль имел большой успех, как и последующая постановка в петербургском Мариинском театре.