23 января в мире отмечается День почерка или День ручного письма. Главная задача этого памятного дня - напомнить всем об уникальности ручного письма, о необходимости практиковаться в нем и о неповторимости почерка каждого человека. Это становится всё более актуальным в наш XXI век, наполненный гаджетами, когда мы всё чаще не пишем, а набираем текст.
В современном мире уникальными хранилищами рукописных памятников являются архивы и музеи. И в фондах музея-усадьбы П.И. Чайковского есть небольшая коллекция рукописных фрагментов нашего великого земляка. Автографы П.И. Чайковского представлены преимущественно копиями черновых рукописей и эскизов, раскрывающих работу композитора над тем или иным произведением, иногда от первых набросков мыслей до окончательного формирования замысла.
Самые ранние сочинения - это стихотворения, переводы и конспекты 1847 – 1848 годов на русском и французском языках. Они зафиксированы в двух рабочих тетрадках, бережно сохранённых гувернанткой семьи Фанни Дюрбах. Как свидетельствует М.И. Чайковский, брат вел эти тетрадки исключительно для себя. В них "стихотворения чередуются с выписками из книг, иногда с попытками нарисовать домик, черновыми письмами и отдельными словами..."
Есть в коллекции и подлинный рукописный автограф П.И. Чайковского - это страница из книги с дарственной надписью дочери П.И. Юргенсона, друга и издателя великого композитора. К сожалению, время не оставило нам название подаренной книги. Остался только лист, скорее всего авантитул, с размашисто написанными строками: «Александре Петровне Юргенсон на память. П. Чайковский. Москва. 26 Ноября 1880».
Графологи полагают, что между особенностями почерка и чертами характера существует неразрывная связь, потому что человеческий мозг подсознательно «водит» рукой пишущего. Существует гипотеза, что при взрослении и изменении характера почерк человека также меняется. Так ли это вы можете судить сами, сравнив два рукописных фрагмента Петра Ильича Чайковского, написанных им в возрасте 7 и 40 лет.