Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Новости
Cтрасть, балет, разочарование…
Дата публикации 22 мая 2020

Первые почтовые открытки в России выпускались без иллюстрации и лишь были подписаны: «бланк для открытого письма». Именно благодаря этой надписи и появилось русское слово «открытка». Первая такая почтовая карточка была выпущена в 1872 году и вплоть до 1894 года Почтовое Ведомство обладало монополией на выпуск открыток. В 1894 году был разрешен частный выпуск открыток, примерно в то же время в России появляется первая иллюстрированная открытка. В фонды нашего музея недавно поступили фотооткрытки с артистами начала 20 века, и не случайно изображения этих двух поистине великих людей оказались рядом.

Вера Каралли родилась в Москве 27 июля 1889 года в семье актера и режиссера Александра Каралли-Торцова и драматической актрисы Ольги Каралли. Когда Вера была еще совсем малышкой, семья переехала в Ярославль, где отец руководил местным театром. Однажды местная гадалка предсказала, что девочку ждет счастливая судьба, потому что она родилась под знаком Льва, и поэтому будет человеком веселым и жизнерадостным, а относиться к ней будут с восхищением и любовью. Мать с восторгом отнеслась к этому предсказанию и мечтала об артистической судьбе Веры, всячески поощряя ее "игры в актрисы", а отец относился к этому весьма скептически, не желая своей дочери подобной судьбы. Сидя в партере отцовского театра, маленькая Вера неизменно представляла себя на сцене.

Так, в 12 лет девочка оказалась в московском театральном училище. Она с пылом отдалась учебе, но через год у нее начала болеть спина. Медицинский осмотр показал проблемы с позвоночником, которые ставили под сомнение всю ее дальнейшую карьеру. Она вернулась в Ярославль, где ее лечением занимались различные врачи. Помогла не только медицина, но и горячее стремление Веры вернуться в мир сцены. Мало того, теперь девушка думала не о драматическом театре, а о балете. И девочка вернулась в училище — уже на отделение хореографии.

Еще на экзаменах ее заметил известный балетмейстер Александр Горский, который позже стал заниматься с ней лично. В свое время он даже просил руки своей ученицы, но Вера отказала — все ее помыслы тогда были только о балете. Окончив училище в 1906 году, она быстро "вышла в примы". Свою роль здесь сыграли и покровительство Горского, и то, что в Москве в то время наблюдался дефицит балерин. Она сразу получила партию Одетты-Одиллии в "Лебедином озере" Чайковского. Москва аплодировала новоиспеченной приме стоя.

Вера Каралли восхищалась талантом Анны Павловой и с особым трепетом бралась за миниатюру «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса, которую Михаил Фокин поставил специально для звезды Мариинского театра. В газетных рецензиях появились сравнения двух балерин: «Вера Каралли наделена редким обаянием, простотой и привлекательностью. Ее фигура гибка и пропорциональна, линии ее тела полны изящества, а движения непередаваемой красоты. Ее талант одухотворяет весь ее танец. Если продолжить аналогию с ее партией лебедя, то придется признать, что Анна Павлова на ее фоне выглядит просто миловидной чайкой».

     Долгое время всю себя Каралли отдавала исключительно репетициям и оттачиванию искусства. И тут ее настигла роковая любовь. Тенор Леонид Собинов был кумиром всех женщин. Поклонницы выстилали цветами дорожку от театрального выхода до его экипажа. Его называли "Орфеем русской сцены".

     Однажды Вера решила достать для бабушки контрамарки на одну из опер, но администратор ответил отказом – вечером пел сам Леонид Собинов, а на его выступления все билеты разбирались заранее.  Вскоре их представили друг другу, и они стали общаться. Однажды, она рассказала ему, что ей не удалось достать контрамарки на его выступление. На следующее утро курьер доставил ей два билета с письмом, в котором было небольшое стихотворение: «Той, что всегда так радостно смеется, а сердце ей в ответ блаженно бьется!»

Между 36-летним Собиновым и 18-летней Каралли завязались отношения. Со временем она перебралась к нему в квартиру, где он жил вместе с двумя своими неродными сестрами. Вера полностью подчинилась укладу жизни в этом доме, ухаживала за Собиновым, делала ему горячие влажные компрессы на горло и приносила чай из свежих антоновских яблок.

У Собинова уже был неудачный опыт предыдущего брака с актрисой, родившей ему двоих сыновей, и он отнюдь не желал опять наступать на те же грабли. Каралли же втайне мечтала о семейной жизни, ради которой она была готова даже на время оставить сцену… Тенор не желал расставаться с ней, брал на все турне, где она танцевала перед его выступлениями. Между ними царили гармония и взаимопонимание, и балерина надеялась в конечном счете все-таки стать супругой Собинова.

Размолвка произошла в 1909 году, во время "Дягилевских сезонов" в Париже, где она исполняла главную партию в балете "Павильон Армиды". Но вскоре она покинула Париж. Ходили слухи, что из-за того, что эту партию затребовала себе Анна Павлова, но все было, на самом деле, не так просто. Некоторое парижское охлаждение в отношениях с Собиновым, который оскорблялся и тем, что его называли "мужем знаменитости", и тем, что в городе любви балерину окружало слишком много поклонников, дополнилось еще одной проблемой — Каралли поняла, что беременна.

     А Собинов... повез ее к итальянским врачам. Она сопротивлялась, но тенор поставил ее перед классическим выбором: или она остается одна с незаконнорожденным ребенком, или они остаются вместе, но ребенка не будет. Аборт повлек за собой приговор — детей у Веры Каралли никогда не было. А ведь она действительно мечтала о большой семье. Всю жизнь она потом жалела о совершенном аборте. И так и не смогла простить Собинова. Их отношения завершились. Впереди была еще долгая жизнь…

     После революции 1917 года Каралли эмигрировала. В 1919-1920 годах выступала в Русском балете Дягилева, затем в различных труппах Европы и США. В 1941 году переехала в Австрию, где давала уроки балетного мастерства. Подавала прошение с просьбой вернуться на родину и 1 ноября 1972 года получила советский паспорт, но 16 ноября 1972 года умерла в Баден-Бадене в возрасте 83-х лет.

Светлана Комлева,

специалист по учётно-хранительской документации

отдела научного комплектования, учёта и хранения фондов

 

В статье использованы материалы:

Сайт Культура.РФ

Аргументы и факты. Санкт-Петербург. Сюжет Театральная страница.

https://interesno-vse.ru/

http://www.wild-mistress.ru/

Всегда рады ответить на ваши вопросы

8 (34145) 5-17-57

Подписаться
Яндекс.Метрика

Кассы: вторник - воскресенье, 9:00-17:00

Музей: вторник - воскресенье, 9:00-17:30, четверг - 9:00-20:00 (последний четверг месяца – санитарный день)

Администрация: понедельник - пятница, 8:00-16:30

Подписка на новости

Подписаться