Мы продолжаем рубрику "Редкая книга". Сегодня речь пойдет об издании "Чайковский на московской сцене" (авторы - В.В. Яковлев,
В.А. Киселев, - М.: Искусство, 1940. - 501с., ил. )
Издание посвящено первым постановкам музыкально-сценических произведений великого русского композитора Петра Ильича Чайковского в московских театрах.
Авторам книги, благодаря большому количеству новых данных и детальному анализу уже известных фактов, удается рассказать о самых трудных годах в жизни композитора – о становлении его творчества, глазами современников: друзей, коллег и знакомых. После того, как композитор приехал в Москву у него образовалось много новых знакомств, которые, впоследствии переросли в дружбу.
Некоторые из них показались мне особенно интересными: Константин Альбрехт - преподаватель Московской консерватории, оперная певица - Эмилия Павловская, Владимир Шиловский – ученик Чайковского, - их воспоминания о личности Чайковского бесценны, так как в них отражены те обстоятельства, в которых жил Чайковский. Благодаря их описаниям, я как будто своими глазами увидела молодого композитора – романтика, одного из самых одаренных молодых людей своего времени.
Читая переписку Чайковского, я узнала множество новых фактов, в первую очередь это касается его творческих исканий. Как известно, 1870-е годы были очень насыщенными в жизни композитора: Чайковский совершил свою первую поездку в Европу, работал музыкальным критиком в газете «Русские ведомости». «Упорствуя, волнуясь и спеша» Чайковский пишет музыку. Именно в это время были написаны оперы «Опричник», «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт и т.д. Но дальнейшая судьба его произведений зависела от чиновников, от администрации императорских театров. Нельзя остаться равнодушным, читая о тех тяжелых препятствиях и переживаниях, которые ожидали молодого композитора на его пути к славе.
«И, только пройдя все этапы мучительной, неравной борьбы с театральными формами, театральными деятелями и дельцами, вкусами публики, на склоне дней Чайковский получает «реванш» в самом сложном и самом глубоком из своих оперных созданий – «Пиковой даме», рассуждают авторы книги. И это действительно так.
Для музыкантов будет интересны подлинные партитуры П.И.Чайковского «Сцены домового» из пьесы А.Н.Островского «Воевода», которые можно найти в приложении.
Нравятся в издании воспоминания о тех временах, которые дышат атмосферой творчества, в которой только и могут создаваться великие произведения. О том, какого труда стоила их постановка. Как писал сам Чайковский: «Память – один из самых благодатных даров неба. Для меня нет высшего наслаждения, как погружаться в прошедшее. Воспоминания, как луч света, имеют свойство озарять прошедшее как раз настолько, что все худое не замечается, что все хорошее кажется лучше…»
Всем кто любит Чайковского, рекомендуем.
Мария Рябова, сотрудник музея – усадьбы П.И.Чайковского.