История визитки уходит своими корнями в глубокую древность, туда, где на многие мили тянется Великая Китайская Стена. Ведь именно там в третьем веке появились первые визитки. Изначально визитки изготавливались из бамбука, дерева или красного шелка. Они поражали своей сдержанностью и эстетичностью, можно сказать были произведением искусства. Ведь, чтобы написать на этом кусочке дерева или материи текст, надо было обладать не только талантом, но и отличным каллиграфическим почерком.
Согласно все тем же историкам первые визитные карточки, более похожие на современные, появились либо во Франции, либо в Германии, либо во Флоренции. История - наука запутанная, она основывается на разных теориях, поэтому точно сказать, когда и где появились визитки, трудно. По разным историческим предположениям это произошло где-то в 16 или 17 веке.
В России первые визитки появились во времена царствования Екатерины Великой, известной любительницы нововведений в области этикета. Подобные визитки отличались изысканностью оформления и ничуть не уступали французским по технике исполнения. В середине 19 века история визиток переходит на новый этап - они становятся более лаконичными и строгими в оформлении. Наиболее важными качествами визитной карты в то время считались легкость чтения, а также красота используемого шрифта. Именно в эпоху становления буржуазии в России появляются первые правила оформления визиток. Визитные карты начинают выполнять важные практические функции.
Но время шло, и положение визитной карточки изменилось, она получила свое массовое распространение. Визитные карточки становятся неотъемлемой частью различных встреч, приемов, торжеств, их уже могут позволить себе не только дворяне. Таким образом, они становятся частью повседневного этикета. Способствовала выходу визитной карточки в публичное пользование возрастающая роль буржуазии в обществе. Но вскоре наступает эпоха изящного минимализма. Теперь визитки становятся простыми, сдержанными и лаконичными: «Пушкинъ» - ни лишней информации, ни украшений. Вот как раз такие лаконичные визитные карточки попали в Фонды нашего музея:
Визитки принадлежали П.Д. Ступишину (1874—1968), который родился в посёлке Бикбардинского завода Пермской губернии, с 14 лет обучался у столяра-краснодеревщика и стал отличным мастером. Был участником строительства многих храмов, ремонтировал церкви, украшал их резными иконостасами, в частности устанавливал иконостас Храма Пресвятой Троицы в городе Оса Пермской губернии, собор был открыт 16 июня 1916 года. Имя П.Д. Ступишина известно в
Пермском крае, его изделия находятся в музее Михайловского завода. После революции, когда начались гонения на церковь, семья Ступишиных сменила место жительства.
С 1929 г. П.Д. Ступишин – житель Воткинска. Его имя упоминается в книге «Культурное наследие Воткинска». Энциклопедия дает краткую информацию о столяре-краснодеревщике. Вместе со своим сыном Аркадием в 1940-х годах работал в Доме-музее П.И. Чайковского: ремонтировал музейную мебель, помогал оформлять интерьер и экспозицию музея, занимался реставрацией мебели Клинского музея, эвакуированного в Воткинск. П.Д. Ступишин был педагогом, 25 лет обучал навыкам обработки дерева школьников, привил любовь к ремеслу своему сыну – Аркадию Павловичу Ступишину. А.П. Ступишин (1897-1982) является двоюродным братом Валерьяна Николаевича Ступишина (1900-1982), основателя краеведческого музея в Воткинске и преподавателя истории в школе №17. Павел Дмитриевич Ступишин и Николай Дмитриевич Ступишин – родные братья. Жена Валерьяна Николаевича Ступишина - Александра Ивановна Ступишина (1900 – 1976), в девичестве Круглова, была учителем географии в школе №17 г. Воткинска. А.И. Ступишина являлась родственницей воткинского художника Александра Ивановича Быкова по линии жены, именно А.И. Быков передал в фонды музея малую часть семейного архива Ступишиных: визитки и фотографии.
В наше время визитка приобрела деловой стиль и окончательно избавилась от старомодного образа визитного билета.