10 февраля 1837 года в Петербурге скончался великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. А спустя три года, в Воткинском посёлке появился на свет будущий композитор Пётр Ильич Чайковский. Гувернантка- француженка Фанни Дюрбах называла мальчика «мой маленький Пушкин», так как её воспитанник прекрасно сочинял стихи, она считала, что он сделает успехи на литературном поприще. Чайковский не стал поэтом, но в своём творчестве нередко обращался к произведениям великого русского поэта. В качестве эпиграфов к пьесам из "Времен года" (Январь и Сентябрь) использованы стихотворения Пушкина. В пьесе Январь, "У камелька" взяты строки из стихотворения "Мечтатель", написанного в 1815 году шестнадцатилетним поэтом. В пьесе Сентябрь, "Охота" использованы строчки из "Графа Нулина".
На пушкинские тексты написаны два романса: "Песнь Земфиры" ("Старый муж, грозный муж, режь меня"; Op.90, 1860-1861) и "Соловей" ("Соловей мой, соловейко, Птица малая лесная"; Op.60/4, 1886).
Один из личных друзей композитора вспоминал: «Чайковский в разговоре со мной сказал однажды, что не может почти писать романсы на слова Пушкина, потому что у поэта все выражено так ясно, полно и прекрасно, что музыке договаривать нечего».
В основе самых известных опер П.И.Чайковского: «Евгений Онегин» (1877-1878), «Мазепа» (1881-1883) и «Пиковая дама» (1890) - также лежат произведения А. С. Пушкина. Примечательной чертой этих сочинений композитора является особый подход его к первоисточникам. Композитор отталкивался от пушкинского сюжета, но обращался с ним достаточно свободно: изменял время действия, трактовку образов пушкинских героев, участвовал в работе над либретто («Пиковая дама»), а в «Евгении Онегине» и «Мазепе» выступил в роли сценариста и либреттиста. В самый разгар работы над оперой «Евгений Онегин» Чайковский писал Н.Ф. фон Мекк:«…Независимо от сущности того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то, проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка».
Музыка П.И.Чайковского дала вторую жизнь литературным произведениям А.С.Пушкина, усилила их выразительность и силу воздействия. Он любил Пушкина всю свою жизнь. Поэт был для композитора мудрым наставником, вечно живым современником.