Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный

8(963) 028-27-11

Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Петр Чайковский и Дезире Арто: короткий роман

Дезире Арто - французская певица  бельгийского происхождения (1835-1907), обладала голосом редкого диапазона, исполняла партии меццо-сопрано, драматического и лирико-колоратурного сопрано. Пению Арто училась у знаменитой французской певицы Полины Виардо. Арто приехала в Россию, уже завоевав широкую европейскую известность.  Впервые она была в Москве в марте 1868 года с итальянской оперной труппой. Знакомство певицы с Чайковским состоялось, когда композитору было 28 лет. В свой московский бенефис Арто выступила в мае 1868 года в "Севильском цирюльнике" Россини, в котором спела два романса Даргомыжского и Глинки в инструментовке Чайковского. В ноябре 1868 года в письме брату Модесту Чайковский пишет: "Ах! Модинька (чувствую потребность излить в твое артистическое сердце мои впечатления), если б ты знал, какая певица и актриса Арто! Еще никогда я не бывал под столь сильным обаянием артиста, как в сей раз. И как мне жаль, что ты не можешь ее слышать и видеть. Как бы ты восхищался ее жестами и грацией ее движений и поз!".

Чайковский признавался близким: "Мне трудно понравиться, но эта женщина прямо с ума меня свела. Ей-богу, я никогда не представлял себе, что могу до такой степени увлечься. Когда она поет, я испытываю нечто совсем еще мне неведомое! Новое, чудное!.. А какая у нее рука!.. Я давно такой не видывал! Одна эта рука, с ее грацией во всяком движении, способна заставить меня позабыть все на свете".

Знакомство Арто и Чайковского довольно скоро, уже к осени 1868 года перешло в душевную взаимную привязанность. "Арто великолепная особа. Мы с ней приятели", пишет Чайковский 25 сентября 1868 года брату Анатолию. 21 октября 1868 года он снова упоминает о ней: "Я очень подружился с Арто и пользуюсь ее весьма заметным благорасположением; редко встречал я столь милую, умную и добрую женщину".

В письме к отцу от 26 декабря 1868 года Чайковский рассказывает о том, как он познакомился с певицей и подчеркивает, что все стараются отговорить их от женитьбы: "С Арто я познакомился весной, но у нее был всего один раз, после ее бенефиса на ужине. По возвращении ее нынешней осенью я в продолжение месяца вовсе у нее не был. Случайно встретились мы с ней на одном музыкальном вечере; она изъявила удивление, что я у нее не бываю, я обещал быть у нее, но не исполнил бы обещания (по свойственной мне тугости на новые знакомства), если бы Антон Рубинштейн, проездом бывший в Москве, не потащил меня к ней. С тех пор я чуть не каждый день стал получать от нее пригласительные записки и мало-помалу привык бывать у нее каждый день. Вскоре мы воспламенились друг к другу весьма нежными чувствами, и взаимные признания немедленно засим воспоследовали. Само собой, что тут возник вопрос о законном браке, которого мы оба с ней весьма желаем и который должен совершиться летом, если ничто тому не помешает. Но в том-то и сила, что существуют некоторые препятствия. Во-первых, ее мать, которая постоянно находится при ней и имеет на свою дочь значительное влияние, противится браку, находя, что я слишком молод для дочери, и, по всей вероятности, боясь, что я заставлю ее жить в России. Во-вторых, мои друзья, в особенности Н. Рубинштейн, употребляют самые энергичные усилия, дабы я не исполнил предполагаемый план женитьбы. Они говорят, что, сделавшись мужем знаменитой певицы, я буду играть весьма жалкую роль мужа своей жены, т.е. буду ездить за ней по всем углам Европы, жить на ее счет, отвыкну и не буду иметь возможности работать… Можно было бы предупредить возможность этого несчастия решением ее сойти со сцены и жить в России — но она говорит, что, несмотря на всю свою любовь ко мне, она не может решиться бросить сцену, к которой привыкла и которая доставляет ей славу и деньги… Подобно тому, как она не может решиться бросить сцену, я, со своей стороны, колеблюсь пожертвовать для нее своей будущностью, ибо не подлежит сомнению, что я лишусь возможности идти вперед по своей дороге, если слепо последую за ней".

На это И.П. Чайковский, отец композитора, ответил длинным письмом, в котором он сделал предостережения от опрометчивых решений. Однако, этот вопрос разрешился быстрым и неожиданным образом. В начале 1869 года Дезире Арто уехала на гастроли, в скором времени Чайковского ждала неожиданная новость: певица вышла замуж за испанского певца из своей труппы. В письме к брату Модесту от 1-го февраля 1869 года, Чайковский скрывает свое разочарование под внешней иронией тона: "История с Арто разрешилась самым забавным образом; она в Варшаве влюбилась в баритона Падиллу, который был здесь предметом ее насмешек, и выходит за него замуж! Какова госпожа? Нужно знать подробность наших отношений с ней, чтобы иметь понятие о том, до какой степени эта развязка смешна". Очевидно, что нанесенная композитору рана зажила не сразу. В октябре 1869 года, спустя много месяцев, Чайковский писал о предстоящей встрече с Арто брату Анатолию: "Эта женщина сделала мне много вреда, и я, когда увидимся, расскажу тебе, — каким образом, но, тем не менее, меня влечет к ней какая-то необъяснимая симпатия до такой степени, что я начинаю с лихорадочным нетерпением поджидать ее приезда. Увы! Это все-таки не любовь". Об этом же свидетельствуют строки из "Воспоминаний о П.И.Ч." Кашкина. В октябре 1869 года Арто пела в Москве "Фауста" и Чайковский присутствовал на спектакле. "При появлении артистки на сцене он закрылся биноклем и не отнимал его от глаз до конца действия, но едва ли мог много видеть, потому что у него самого из под бинокля катились слезы, которых он как будто не замечал".

Арто выступала в спектаклях московской Итальянской оперы (1868—1870, 1875/76) и петербургской оперы (1871/72, 1876/77) с громадным успехом. Несмотря на то, что роман композитора и певицы закончился, едва начавшись, в своих критических статьях Чайковский  называл Арто великой и гениальной актрисой. В декабре 1875 года, через 6 лет после расставания, Чайковский снова встретился с певицей в Москве. Композитор писал брату Анатолию: "Вчера здесь дебютировала Арто, которая потолстела до безобразия и почти потеряла голос, но талант взял свое". 

Чайковский сохранил нежные чувства к певице до конца жизни, они дружили, переписывались и неоднократно встречались. Одна из встреч состоялась, в январе-феврале 1888 года, когда Чайковский был на гастролях в Германии. "Я был невыразимо рад её видеть. Мы немедленно подружились, не касаясь ни единым словом прошлого", - писал Чайковский брату. "... И личность, и искусство этой певицы так же обаятельны, как когда-то", - признавался он. Во время следующего приезда Чайковского в Германию, композитор, тоскуя по родине, отягощенный необходимостью бывать на приемах, встречах писал: "Единственное утешение - Арто, которую всюду со мной приглашают и которую я ужасно люблю".

 В одном из писем 1888 года Арто попросила Чайковского написать для неё романс: "Мне не нужно Вам говорить, что за недостатком голоса я вложу в него всю свою душу". Чайковский исполнил её просьбу в октябре 1888 года. Так появилось лирическое сочинение, ор.65 - 6 романсов на слова французских поэтов Тюркетти, Коллена и Бланшкотт. Выбор текстов для романсов полон прямых и болезненных намеков на былые чувства, несостоявшиеся надежды и приближающуюся старость композитора: две Серенады (№1 и №3), "Разочарование" (№2), "Пускай зима погасит солнца светлый луч" (№4), "Слезы" (№5), "Ты собою воплощаешь силу чар и волшебства" (№6). Чайковский писал: "Я старался угодить Вам, сударыня, и полагаю, что Вы сможете петь все шесть, т. е. что он соответствуют нынешнему диапазону Вашего голоса. Мне очень хотелось бы, чтобы эти романсы были для Вас приятным даром". Арто с восторгом ответила: "Я желала только одну песню, а Вы щедро написали мне целых шесть. Говорят: "Щедр, как король" и забывают добавить: "или как артист". Она была благодарна Чайковскому и писала: "Наконец, наконец-то, друг мой, ваши романсы в моих руках. Разумеется, 4, 5 и 6 великолепны, но первый очарователен и восхитительно свеж. „Разочарование“ тоже нравится мне чрезвычайно — словом, я влюблена в ваши новые детища и горда тем, что вы их создавали, думая обо мне".

Одна из последних встреч Чайковского и Арто состоялась в Берлине, она побудила Чайковского написать: "Я провел у г-жи Арто вместе с Григом вечер, воспоминание о котором никогда не изгладится из моей памяти. И личность, и искусство этой певицы так же неотразимо обаятельны, как когда-то".

Арто спела посвященные ей романсы на музыкальном вечере в Париже в начале 1890 года. Она написала тогда Чайковскому, что все больше и больше влюбляется в романсы, и они становятся всё более и более популярными. Чайковский ответил: "Спасибо, тысячу раз за то, что Вы пели мои романсы. Я у Ваших ног, целую Ваши дорогие руки".

Последнее письмо Арто  к Чайковскому было написано в марте 1890 года. Певица предложила композитору написать французскую оперу на либретто Амедея Капуль, но Чайковский, занятый работой над "Пиковой Дамой", отклонил предложение. Иных свидетельств короткого романа Д. Арто и П. Чайковского не сохранилось. Через три года композитор скончался в Петербурге, Арто умерла 3 апреля 1907 года в Берлине.

Арто Дезире (Маргарита Жозефина Дезире Монтанье Арто, 1835 - 1907), оперная певица. Автор фотографии: Bergamasco C. (Бергамаско Карл Иванович). Россия, г. Санкт-Петербург. 1870-е годы.
Пётр Ильич Чайковский, 1890 г. (содержит дарственную надпись В.Н. Давыдову). СССР. 1960-1970-е гг.
Ноты. Чайковский П.И. Романсы для фортепиано (Romance) Ор.5.  Конец ХIХ века - начало ХХ века. Россия, Москва. Музыкальное издательство П. Юргенсона.
Ноты. Чайковский Пётр Ильич. Романсы и Песни  для Меццо-Сопрано. 2-й сборник, на русском и немецком языке. 1892г. Россия, Москва. Музыкальное издательство П. Юргенсона.
Ноты. Чайковский Пётр Ильич. Романсы и дуэты.  Ор.5. «Разочарование».  1924 г. СССР, г. Москва. Государственное издательство «Музыкальный сектор».
Ноты. Чайковский Пётр Ильич. Романсы. Том 4.  1973 г. СССР, г. Москва. Издательство «Музыка».
Ноты. Чайковский Пётр Ильич. Романсы. Том 4.  1973 г. СССР, г. Москва. Издательство «Музыка».

Подписка на новости

Подписаться