Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный

8(963) 028-27-11

Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Виртуальная выставка «История одной оперы…»

 

30 января 2019 года исполняется 150 лет со дня первой постановки оперы П.И. Чайковского «Воевода» на сцене Большого театра. «Воевода» - это первая опера Петра Ильича, написанная им на сюжет пьесы А. Н. Островского «Сон на Волге».

К сочинению оперы Чайковский приступил, не имея ни опыта работы в области театральной музыки, ни ясного представления о своих стремлениях и задачах в этом жанре. Сам выбор сюжета был результатом случайных внешних обстоятельств. Как свидетельствует биограф композитора, «чуть ли не с тех пор, как он посвятил себя музыке, — его мечтой было написать оперу на сюжет его самой любимой русской драмы: «Грозы» Островского». Однако этой мечте не суждено было осуществиться. Переехав после окончания консерватории в Москву, Чайковский узнал от автора «Грозы», что на этот сюжет уже написана опера композитором В. Н. Кашперовым. Как бы ни было горько разочарование, пришлось отказаться от долго и любовно вынашиваемого замысла.

Островский предложил молодому композитору другую свою пьесу «Воевода, или Сон на Волге», представлявшей собой сцены из русской жизни XVII века, и сам взялся написать либретто. В сюжетном отношении эта пьеса не представляет большого интереса. Главная ее прелесть в обилии ярких, колоритных народных сцен и необыкновенно сочном языке, насыщенном фольклорными элементами. Эта сторона могла привлечь и Чайковского, проявлявшего в те годы особенно живой и активный интерес к народному творчеству. К сочинению оперы Чайковский приступил в 1867 году. Однако, взявшись за работу горячо и с увлечением, он довольно быстро охладел к ней и одно время даже хотел отказаться от окончания оперы. Мало интересовала она, по-видимому, и Островского, поэтому совместная работа над либретто не заладилась, остановившись после написания первого действия и первой картины второго действия. Чайковский был вынужден дописывать либретто сам, что немного притормозило процесс создания оперы. Композитор вернулся к «Воеводе» по просьбе певицы Александры Меньшиковой, пожелавшей совместить оперу со своим бенефисом.

I-я постановка оперы состоялась 30 января 1869 года в Москве на сцене Большого театра и имела большой успех у зрителей. Дирижёром выступил Э.Н. Мертен. После премьеры «Воеводы» один из основоположников русского музыкознания Владимир Одоевский отметил в своём дневнике: «Русская тональность господствует, - но даровитый Чайковский также не устоял против желания угодить публике разными итальянизмами. Эта опера -  задаток огромной будущности для Чайковского… Представление удалось - Чайковского несколько раз вызывали, и Меньшикову также, хотя она фальшивила по обыкновению несколько раз…».

«Не только друзья и почитатели молодого автора выражали живейшее участие к его произведению, - писал об этом спектакле неизвестный рецензент газеты «Русские ведомости», - но и вся остальная часть публики громкими рукоплесканиями высказывала своё сочувствие; в небольшом же кружке музыкальных знатоков слышится единодушная похвала автору и признание в нём неоспоримо замечательного таланта… г. Чайковский один из тех русских композиторов, на котором более всего останавливается внимание почитателей музыкального искусства, и мы имеем повод думать, что автор «Воеводы» оправдает те большие надежды, которые он подаёт в настоящее время».

            Но то, что волновало и радовало лучших представителей русского общества, было чуждо тем, кто вершил судьбы и определял репертуар Московского Большого театра. «Высшие» круги московской знати того времени интересовались исключительно итальянской оперой, тех же взглядов придерживалось и театральное начальство. Опера была разучена оркестром в короткий срок, приготовлена крайне небрежно, а партию Воеводы исполнял итальянский певец Финокки, плохо владевший русским языком. «Постановка оперы, - вспоминает брат композитора М.И. Чайковский, - была до невероятности скудной, всё было сделано из сборных декораций и кое-каких костюмов».

После нескольких представлений «Воеводы» на сцене Большого театра Чайковского продолжали терзать сомнения по поводу качества созданного им творения: через несколько лет он уничтожил партитуру. При жизни Петра Ильича были опубликованы только увертюра, антракт и пляски горничных.

В течение долгих лет опера считалась безвозвратно утраченной. Вопрос о её воссоздании на основе отдельных сохранившихся фрагментов не раз поднимался музыковедами. В результате большой и упорной работы в архивах бывшего издательства Юргенсона, Московского Большого театра были найдены 3-й акт клавира оперы для пения с фортепиано с пометками Чайковского, хоровые и оркестровые партии и пять партий солистов. Не было партий четырёх главных действующих лиц, нескольких второстепенных ролей и нескольких ансамблей. Не было партитуры.

В 1930-х-40х годах начались работы по восстановлению оперы. Музыковед Павел Александрович Ламм и композитор В.Я Шебалин собрали воедино сохранившиеся наброски и фрагменты партитуры, а Юрий Владимирович Кочуров завершил редакцию. Новое либретто написал Сергей Дмитриевич Спасский.

Когда полностью был восстановлен музыкальный материал произведения, стало очевидным, что музыку «Воеводы» П.И. Чайковский ценил очень высоко. Фрагменты из уничтоженной оперы Пётр Ильич перенёс и в «Опричника», и в «Лебединое озеро», обороты использовал в «Кузнеце Вакуле», I симфонии, торжественной увертюре «1812». Такое отношение Чайковского к музыке его первой оперы не случайно. Богатство мелодии, глубокая народность музыки – все эти черты, присущие всему творчеству П.И. Чайковского, нашли яркое отражение и в этой первой опере великого композитора.

Перед исследователями возник вопрос: почему же Чайковский уничтожил свою первую оперу? Ответ нашёлся в одном из писем композитора. Спустя 10 лет после постановки на сцене московского Большого театра, Чайковский указывал на недостатки музыкальной драматургии оперы, статичность либретто, отсутствие широко развитого действия.

            Восстановленную оперу представили публике 28 сентября 1949 года, дирижировал Эдуард Петрович Грикуров. Сохранилась полная запись восстановленной оперы в исполнении солистов Академического Большого хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, выпущенная в 1979 году Всесоюзной студии грамзаписи "Мелодия".

            Это не было простым возвращением на сцену незаслуженно забытого произведения гениального русского композитора. То, что произошло в Малом оперном театре в тот сентябрьский вечер по праву можно назвать вторым рождением оперы «Воевода». Первая опера Чайковского обрела новую жизнь.

 

 

 

 

Ноты. «Полное собрание сочинений». П.И. Чайковский. 1953 г., СССР, г. Москва. Государственное музыкальное издательство.
Афиша второго представления оперы «Воевода» П.И. Чайковского на сцене Большого театра. 4.02.1869 г., Российская империя, г. Москва.
Автограф рукописи П.И. Чайковского. Опера «Воевода». ХIХ в. Фотокопия.
Автограф рукописи П.И. Чайковского. Опера «Воевода». ХIХ в. Фотокопия.
Фрагмент черновой рукописи П.И. Чайковского. Бал из оперы «Воевода». ХIХ в. Фотокопия.
Ноты. П.И. Чайковский. Увертюра к опере «Воевода». ХIХ в. г. С. Петербург, Издательство П. Юргенсона.
Мазанов А.М. «В тереме». Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского «Воевода». XX в., вторая половина, СССР.

Подписка на новости

Подписаться