Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный

8 (34145) 5-17-57

Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Новости
«И оживали сказочные сны…»
Рубрика: Поскриптум
Дата публикации 03 февраля 2016

К 240-летию со дня рождения Э.Т. А. Гофмана

«Нет ничего более удивительного и безумного,

 чем сама действительность, и реальные факты

часто принимают в жизни гораздо более чудесный облик,

 чем то, что может возникнуть в самой буйной фантазии».

(Э.Т.А. Гофман)

 

      «Читаем вместе. Любимая сказка детей Чайковских» - так называлась необычная экскурсия музею-усадьбе П.И. Чайковского в рождественские дни. Вы уже догадались, что вместе с экскурсантами (детьми и взрослыми) мы переносились в мир самой новогодней сказки на свете - «Щелкунчик и Мышиный король» Гофмана. Именно она стала сюжетом последнего волшебного балета П.И. Чайковского. Как же похожа эта сказка на счастливые дни семьи Чайковских в Воткинске!

      Гувернантка детей Чайковских  m-elle  Фанни Дюрбах, вспоминая время, проведенное в Воткинске, говорила, что «счастливейшими моментами в их жизни были субботние вечера. Занятий не было, и в долгие зимние темные часы Фанни со всеми старшими детьми любили сидеть в комнате, освещенной только лампадой и рассказывать по очереди разные истории».

       Сказка «Щелкунчик и Мышиный король» Гофмана впервые была напечатана в Германии в 1816 году. Петр Чайковский, наверняка, впервые услышал эту удивительную сказку в доме детства. А спустя  полвека после Воткинска, в 1892 году, он напишет свой последний волшебный балет «Щелкунчик» - воспоминание о счастливом детстве.                       

       Знаете ли вы, что Гофман был не только писателем-романтиком,  но и замечательным композитором и живописцем? Как профессиональный музыкант он не только чувствовал волшебство музыки, но и знал, как она создается, и, возможно, именно поэтому сумел запечатлеть в слове очарование звуков, передать воздействие одного искусства средствами другого. Наверняка, впервые услышав «Щелкунчика», Чайковский не мог не почувствовать эту притягательную музыкальность слога Гофмана, ведь сам он с самого раннего детства слышал музыку буквально во всем…

      Сказку Гофмана «Щелкунчик» в России знает каждый. Если ее не читали сами, то слушали в детстве или смотрели мультфильм, или балет Чайковского, или же деревянным щелкунчиком кололи орешки и думали о происхождении забавного человечка. Многим создатель сказки «Щелкунчик» Эрнст Теодор Амадей Гофман знаком и по другим увлекательным мистическим историям: «Эликсиры дьявола», «Крошка Цахес, по прозвищу Циннобер», «Серапионовы братья», «Житейские воззрения кота Мурра», «Повелитель блох», - и многим, многим другим, которые уже третий век заставляют замирать юные – и не очень – сердца.

     А что же мы с вами знаем о жизни великого сказочника?

     Влияние Гофмана на русскую литературу и культуру в целом – тема для отдельной статьи и обширного исследования. Однако заметим, что город, в котором родился писатель, входит сейчас в состав Российской Федерации. Это Калининград, в прошлом – Кенинсберг. Гофман родился в семье королевского адвоката Кристофа Людвига Гофмана 24 января 1776 года, 240 лет тому назад.

      Удивительно, но в судьбах сказочника Гофмана и композитора Чайковского так много схожего! Во-первых, страстное преклонение перед гением Моцарта. При рождении Гофману дали имя Эрнст Теодор Вильгельм, но в 1805 году Гофман изменил имя, взяв новое в честь кумира – Амадей. Как известно, и Чайковский боготворил Моцарта: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он».

          Гофман, как и Чайковский, еще ребенком продемонстрировал способности к музыке. Он воспитывался в доме бабушки и находился под влиянием дяди-юриста. Пойдя по стопам дяди, Гофман выбрал стезю в области юриспруденции, из которой впоследствии тщетно пытался выбраться. Заметьте, по первому образованию Чайковский так же был юристом. С раннего детства и до самой смерти Гофман считал своим настоящим призванием только музыку. Она была для него всем – Богом, чудом, любовью, самым романтичным из всех искусств. В 12 лет Гофман уже играл на органе, арфе и гитаре. Он же стал автором романтической оперы «Ундина» (поставлена в 1816 году). Одна из первых опер, созданная Чайковским и уничтоженная им самим, была тоже «Ундина»… Даже первое литературное произведение Гофмана «Кавалер Глюк» было о музыке и музыканте…

Но Гофману, рожденному для мира искусства, пришлось, в отличие от Чайковского, почти всю жизнь проработать юристом, а в памяти потомков остаться писателем-сказочником и, прежде всего, автором «Щелкунчика»…

Гофман был великим романтиком, верившим в возможность абсолютного синтеза всех видов искусства: «Поэт и музыкант – глубочайшим образом связанные между собой члены одного братства, ибо ведь тайна слова и звука – одна и та же». Гофман сочинял оперы, мессы, музыку к театральным постановкам, симфонии, камерно-инструментальные и вокальные произведения. В области изобразительного искусства интересы его были чрезвычайно разносторонними: он создавал прекрасные театральные декорации, иллюстрации к литературным произведениям, портреты, пейзажи, но более всего – карикатуры, которыми – увы – не раз наживал себе врагов и неприятности по службе.

        В свои произведения Гофман так часто вводил образы волшебников, духов, кукол, мистическое и чудесное – будто находя свой идеал вне земного, в каком-то необыкновенном мире, принимая этот таинственный мир за высший.

Эрнст Теодор Амадей Гофман скончался на 46-м году жизни. И на надгробии его могилы в Берлине написано: «Он был одинаково хорош как юрист, как литератор, как музыкант, как живописец».

            В фондах музея-усадьбы П. И. Чайковского хранится немало материалов так или иначе связанных с именем великого сказочника. Это поражающие воображение костюмы к балету «Щелкунчик», эскизы декораций и костюмов известных театральных художников (М.Азизян, Э. Стенберг, Т. и И. Старженецких), уникальные фотографии постановки балета в Мариинском театре. Это и старинные книги Гофмана. А фарфоровые герои «Щелкунчика» - Маша, Мышиный Король и, конечно, сам Щелкунчик – «живут» в классной комнате дома Чайковских… Вечная сказка! 

М. Метлякова,

ученый секретарь

Фото из фондов музея-усадьбы П.И. Чайковского и Максима Култышева.

Всегда рады ответить на ваши вопросы

8 (34145) 5-17-57

Подписаться

Кассы: вторник - воскресенье, 9:00-17:00

Музей: вторник - воскресенье, 9:00-17:30, четверг - 9:00-20:00 (последний четверг месяца – санитарный день)

Администрация: понедельник - пятница, 8:00-16:30

Подписка на новости

Подписаться