Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный

8(963) 028-27-11

Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Новости
Большая история маленькой сумочки
Дата публикации 16 апреля 2019

В конце 2018 года в Фонды музея поступила очаровательная дамская сумочка: из чёрного бархата, с застёжкой по верхнему краю, оформленному рамочкой из металлического сплава жёлтого цвета и замком-пуговицей чёрного цвета, вставленного в металлический держатель с восьмилепестковым бортом.

Женская сумка – загадка не меньшая, чем Бермудский треугольник. Свой сегодняшний образ женская сумка обрела только в конце XIX века - как раз в то время, когда женщина начала осознавать свою свободу от мужчины. Современная сумка – дитя французской революции XVIII века и эмансипации конца XIX века.

В аристократические круги сумочку ввела в середине XVIII века фаворитка Людовика XV маркиза Помпадур, женщина с добрым сердцем и неплохим вкусом. С ее легкой руки мешочек для рукоделия, изготовленный из бархата и кружев, стал аксессуаром, обязательным для всякой уважающей себя la dame a la mode. Маркиза Помпадур дала свое имя этим бесполезным с точки зрения мужчин, но дорогим вещам: миниатюрная сумочка в форме затянутого тесемкой мешочка и по сей день называется «помпадур». Современники маркизы предпочитали называть этот предмет reticule, от латинского reticulum — «сеточка». 

Надо сказать, что несколько столетий дамы носили сумки маленького размера. Долгое время все сумки шили вручную, серийного производства не было. Именно поэтому сумочки XIX или начала XX-го века - очень часто не столько багаж, сколько произведения искусства, пусть и декоративно-прикладного. Уже в XIX веке появляются мануфактуры, выпускающие сумочки и сумки.

В начале XIX века появилось множество разновидностей дамских сумок. Самые миниатюрные предназначались специально для визитов и не содержали ничего, кроме визитных карточек. Другие, более функциональные, дополнялись зеркальцем, отделением для пудреницы, карманом для флакона с духами и крохотным кошельком-монетницей для мелочи. Для выхода в свет предназначались роскошные вечерние сумки, в которые вкладывались веер и бальная записная книжка (carnet de bal). Особые сумки делали для похода в театр — в них было место для лорнета или театрального бинокля. Театральные и вечерние сумочки зачастую представляли собой настоящее произведение искусства. Техника их изготовления была самой разнообразной и зависела не только от веяний моды, но и от предпочтений владелицы. 

По мере эмансипации женская сумка начала постепенно увеличиваться в размерах, чтобы можно было носить и косметику, и книги, а в начале XX века – даже сигареты. В мире женской моды сумка — самый важный аксессуар. Неслучайно именно этому предмету дамского туалета посвящены целые музейные экспозиции. 

Но все-таки большая часть сумочек производилась на дому. Их вязали крючком, спицами, были сумочки с бисерным вязанием, шили гобеленовые (пейзажные, цветочные мотивы были популярны наравне с изображением сцен свидания), особый шик — это бархатные сумочки с дорогим, сложным фермуаром, часто использовали бархат на шелке. Вот такая бархатная сумочка и попала к нам в Фонды. Очень жаль, что не сохранились данные о владелице этой сумочки, но как приятно, что и в нашем маленьком городе жили настоящие дамы, не уступающие ни в чём французским модницам.

Подписка на новости

Подписаться