Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный

8 (34145) 5-17-57

Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Новости
«Петр Ильич Чайковский и его наследие в XIX – XXI веках. Забытое и новое». Итоги конференции
Рубрика: Поскриптум
Дата публикации 27 ноября 2015

С 28 по 30 октября 2015 в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике П.И. Чайковского (г. Клин) проходила Международная научная конференция «Петр Ильич Чайковский и его наследие в XIX – XXI веках. Забытое и новое», подготовленная совместно с Государственным институтом искусствознания и Московской Государственной консерваторией имени П.И. Чайковского и посвященная 175 -летию со дня рождения великого русского композитора. 

В конференции приняли участие научные сотрудники музея - усадьбы П.И.Чайковского в Воткинске: Мария Алексеевна Светлакова с сообщением «К истории оркестрины Чайковских», Надежда Сергеевна Марамыгина с сообщением «История дома Чайковских в Воткинске», Мария Николаевна Рябова. После поездки научные сотрудники поделились своими впечатлениями о конференции, Клинском музее-заповеднике П.И. Чайковского, открытом после реставрации. 

На торжественном открытии конференции первыми выступили организаторы: директор Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского, Заслуженный деятель искусств РФ Галина Ивановна Белонович; председатель Общества П.И. Чайковского в Германии П. Мертенс. К.П. Гилельс, внук известного русского пианиста Эмиля Григорьевича Гилельса, подарил музею личные вещи и документы; голландец Рональд де Вет - коллекционные грампластинки, книги зарубежных издательств о Чайковском.

В первый день конференции прозвучали доклады известных чайковсковедов: П.Е. Вайдман, доктора искусствоведения, хранителя архива П.И. Чайковского, ведущего научного сотрудника Гос. музея-заповедника П.И. Чайковского и Гос. института искусствознания (Клин);

З.М. Гусейновой, доктора искусствоведения, профессора, заведующей кафедрой истории русской музыки СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург); И.А. Скворцовой, доктора искусствоведения, профессора, заведующей кафедрой истории русской музыки, МГК им. П.И. Чайковского (Москва); Ольги де Корт, музыкального критика, редактора журнала Piano Bulletin, секретаря центра по образованию и документации Голландского и Бельгийского отделения Европейской ассоциации преподавателей фортепиано (Нидерланды). 

В ходе докладов были представлены документы о жизненном и творческом пути Чайковского, истории создания его произведений. Некоторые факты касались и воткинского периода жизни Чайковского: в 1845 г. для ознакомления с промышленностью Урала и внесения предложений по её улучшению Воткинск посетил герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Сохранились воспоминания о том, что Петр написал небольшую речь – обращение к герцогу на немецком языке. Вновь было отмечено, что Марья Марковна Пальчикова, первая учительница музыки Петра Чайковского, по происхождению была не из крепостных. Ее отец Марк Пальчиков был казанским мещанином.

В конце программы для гостей была проведена обзорная экскурсия по исторической части города Клин с посещением усадеб Демьяново и Майданово. Особенно запомнились выставки «П.И. Чайковский. Симфония «Жизнь». Творческий путь и судьба художника», «Театр П.И. Чайковского», на которых впервые были представлены некоторые уникальные материалы из запасников клинского музея. Привел в восторг концерт «Грани Чайковского» с участием солистов Большого театра, квартета солистов оркестра Большого театра России, Лауреата международных конкурсов Анны Аглатовой и артиста МХТ им. А.П. Чехова, Заслуженного артиста России Анатолия Белого. 

Второй день конференции начался с выступления Ады Григорьевны Айнбиндер, кандидата искусствоведения, заведующей отделом рукописных и печатных источников Гос. музея-заповедника П.И. Чайковского «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, П.И. Чайковского, К.С. Станиславского: к вопросу о русском оперном режиссерском театре». 

Научный сотрудник воткинского музея Мария Алексеевна Светлакова в своем сообщении «К истории оркестрины Чайковских» подняла вопрос о происхождения инструмента, который считался до недавнего времени оркестриной, принадлежавшей семье Чайковских. Из сообщения становится ясно: «недавнее исследование истории происхождения инструмента полностью доказало его непричастность к семье Чайковских. Музейный экспонат оказался самоиграющей фисгармонией Princess Нью-Йоркской фирмы Aeolian. Благодаря американским специалистам в области механических инструментов удалось установить, что такая модель впервые была представлена публике в начале 1897 года… Остаётся загадкой местонахождение оркестрины Чайковских, а возможно, её уже и не существует». 

Надежда Сергеевна Марамыгина (г. Воткинск) в сообщении «История дома Чайковских в Воткинске» представила фрагменты документов: отзывы первых посетителей, бережно хранимые фондами музея – усадьбы; «Дело о путешествии по России наследника цесаревича Александра Николаевича и пребывании его на Воткинском заводе» от 1837 года (из центрального архива Удмуртской Республики) и небольшой видеоролик, снятый Казанской киностудией об открытии музея в Воткинске в 1940 году. 

Особенно запомнилось выступление Алексея Владимировича Говядинова - человека, чья судьба связана с историей клинского дома Чайковского, праправнука мирового судьи Виктора Степановича Сахарова, у которого Чайковский арендовал дом. Алексей Владимирович в своем докладе «София Михайловна Тулубьева – балерина и балетмейстер в работе над балетами на музыку П.И. Чайковского» рассказал о своей родственнице - балерине Софье Михайловне Тулубьевой, сестре своей матери Ирины Михайловны. 

Для участников конференции была организована экскурсия по недавно открывшемуся после реставрации мемориальному дому. Он вновь наполнился музыкой - для гостей на рояле Чайковского играл пианист Александр Мельников. 

30 октября, последний день конференции, запомнился докладами выдающихся исследователей: «Виллем Менгельберг как дирижёр произведений П.И. Чайковского» (Де Вет Рональд, Нидерланды), «Участие П.И. Чайковского в Венской международной музыкальной и театральной выставке (1892): Новые факты о фортепьянной пьесе «Страстное признание» и о несостоявшемся концерте Чайковского в Вене» (Сундквист Луис, член Общества Чайковского, Австрия), «Лебединое озеро». Постановка Московского Большого театра (1875-1883) в архивных документах» (С.А.Конаев, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Гос. института искусствознания, Москва), «Чайковский Джорджа Баланчина: пор де бра судьбы» (В.А. Вязовкина, кандидат искусствоведения, балетный критик, редактор литературно-издательского отдела Большого театра, Москва), «Романсы П.И. Чайковского для Императрицы Марии Федоровны. Неизвестная авторизованная рукопись» (Г.А. Моисеев, музыковед, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник научно-издательского центра «Московская консерватория», МГК им. П.И. Чайковского), «Рукописные источники произведений Чайковского в библиотеке Московской консерватории: новые материалы» (И.В. Брежнева, кандидат искусствоведения, заведующая отделом редких изданий и рукописей Научной музыкальной библиотеки им. С.И. Танеева, МГК им. П.И. Чайковского). 
Научные сотрудники музея усадьбы П.И. Чайковского благодарят коллектив Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского в Клину за гостеприимство и плодотворное сотрудничество. Особую признательность - ведущему научному сотруднику Государственного Клинского музея-заповедника П.И.Чайковского, П.Е. Вайдман; заведующей отделом рукописных и печатных источников А. Г. Айнбиндер, главному хранителю музея Н.В.Волковой, и Г.С. Сизко - нашему экскурсоводу. 

Мы будем очень рады, если сотрудники Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского в Клину и другие участники конференции, в свою очередь, посетят дом счастливого детства великого композитора – музей-усадьбу П.И. Чайковского в Воткинске.

М.Н. Рябова, научный сотрудник.

 

Фото с сайта Международной научной конференции «Петр Ильич Чайковский и его наследие в XIX – XXI веках. Забытое и новое» 

http://tchaikovsky-house-museum.ru/pages2015/20151028_international_conf.shtml

Всегда рады ответить на ваши вопросы

8 (34145) 5-17-57

Подписаться

Кассы: вторник - воскресенье, 9:00-17:00

Музей: вторник - воскресенье, 9:00-17:30, четверг - 9:00-20:00 (последний четверг месяца – санитарный день)

Администрация: понедельник - пятница, 8:00-16:30

Подписка на новости

Подписаться